Нина Бочарова
Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Ассоциации суггестивных психологов, в личной практике использует интегративный подход, сочетая эмоционально-образную терапию и гипнотерапию.

Я с детства чувствую острую жалость к животным. А когда стала мамой, сильное сострадание проснулось и к детям. Только их в этом мире мне жалко до боли. Помогаю, как могу, но переживаю из-за того, что на всех не хватает ни сил, ни времени, ни финансов.

Аксана, 51 год

Аксана, отношение к животным и детям часто схоже — это желание позаботиться, защитить, проявить любовь и нежность.

Вероятно, с детьми и животными вы чувствуете себя безопаснее, чем со взрослыми людьми. Чтобы прояснить это, задайте себе несколько вопросов: «Что, помимо жалости, я чувствую к животным и детям? Какие чувства при этом вызывают у меня страдающие люди?»

Также проанализируйте, в какой момент жизни вы перестали чувствовать себя в безопасности, какая помощь тогда была вам нужна? Понимание этого — первый шаг к изменениям.

Возможно, помощь животным и детям позволяет вам проживать какие-то чувства из детства. В то же время вы можете отождествлять себя с теми, кому помогаете. Вы хотите взять на себя ответственность за всех животных и детей, но это физически невозможно.

Для того чтобы помощь нуждающимся была максимально эффективной, важно четко определить свою роль и действовать только исходя из реальных возможностей. Не нужно забывать о том, что важно заботиться и о себе, — у вас тоже есть потребности, которые нуждаются во внимании.

Если вы будете соблюдать баланс, у вас всегда будет много ресурса, благодаря которому вы будете помогать без страданий — по существу.

Также можете попробовать создать сообщество волонтеров, чтобы увеличить масштаб помощи, тогда у вас появится реальная возможность охватить больше нуждающихся.