Надежда Лубяницкая
Ректор Московского института гештальта и психодрамы

Когда-то я радовался, что жена — заботливая мама. Но сыну уже 11 лет, а она по-прежнему не работает, все ее интересы — дом, кухня, школа, детские врачи, секции... Перестала встречаться с подругами. Мне кажется, она деградирует. Все разговоры — о делах сына и быте. А когда-то мы часами не могли наговориться.

Артем, 39 лет

Когда женщину начинают критиковать в духе «ты засиделась дома, начинай менять свою жизнь», она чувствует себя плохой, нелюбимой. Можно пытаться «исправить» ее, общаясь в режиме «Ты-сообщения», и продолжать напоминать ей о том, что пора выйти на работу.

А можно «отправить» ей «Я-сообщение» и поделиться своими чувствами, переживаниями: «Я хотел бы с тобой поговорить о нас. О том, как я тоскую по тем временам, когда мы не могли положить телефонные трубки, когда не могли расстаться у твоего подъезда. Как мы смеялись. Как мы целовались». Можно сказать жене: «Я скучаю по тебе!» Ведь скорее всего, это именно так.

В вашем письме слышится нотка ревности к сыну, что ему достается все внимание, а вы как будто в стороне. Но попробуйте честно ответить себе: а разве вы не поддерживали в жене ее ценность как матери, мысль, что ребенок — важнее всего? Получала ли она какие-то подтверждения от вас как женщина, как партнер по жизни? Не «выключили» ли вы в один прекрасный момент себя как мужчину в отношении к ней?

Конечно, наша родительская роль очень важна, но не менее важно не потерять связь как мужчина и женщина. Похоже, настало время признаться: «Мы оба переборщили и слишком увлеклись нашими ролями мамы и папы. Мы скучаем друг по другу».