Кристина Костикова
Психоаналитический психотерапевт, сексотерапевт, бизнес-коуч, член Ассоциации Психоаналитического Коучинга и Бизнес-консультирования (АПКБК).

Мне 21, заканчиваю университет и думаю, что не смогу найти работу, от которой мне бы не хотелось плакать каждый день без остановки, как происходит сейчас. Ничего не хочу. В середине месяца я ушла с работы и пару дней назад устроилась на новую. Но ни на прошлом месте, ни на нынешнем не чувствую себя спокойно. Мучаюсь от приступов истерики уже неделю, не могу утром встать без слез. Я разочаровалась в себе. Думаю о людях, у которых плохое здоровье или нет семьи и они не могут устроиться на работу, им еще хуже, наверное, и больно за них. Еще у меня сложные отношения с родителями, и это все ухудшает. Размышляю о смерти, хотя боюсь ее и не хочу причинить еще больше боли маме, брату и парню. Жизнь меня пугает и заставляет реветь, задыхаясь. Сложно выходить на улицу. Мне бы хотелось самостоятельности, отделиться от родителей. Может, тогда стало бы лучше. Но я не могу работать, каждое действие кажется сложным и «не для меня». Не вижу приятного будущего в своей жизни, не представляю даже, каким оно должно быть. Спасает только общение с парнем, но мне не хочется грузить его своим состоянием.

Подскажите, что мне делать, заставлять себя работать или же дать время успокоиться и что-то понять? А если я не успокоюсь и не пойму? Помогите мне, пожалуйста.

Вероника, 21 год

Вероника, чтобы разобраться в данной ситуации, важно обратить внимание на несколько вопросов.

Ежедневные истерики говорят о том, что ваша жизнь сейчас принадлежит не вам. Вы пишете, что не хотите причинить еще больше боли маме, брату, парню. Какую боль вы уже им причинили? Объективно ли вы сделали что-то плохое, или чувство вины вызвано манипуляциями со стороны родителей и их неодобрением вашего истинного выбора?

Я предполагаю, что именно здесь внутренний конфликт: вы пытаетесь жить так, чтобы оправдать ожидания близких, получить их любовь, но при этом предаете себя и идете совершенно не в том направлении, которое вам действительно нравится. Вы «головой понимаете, что работа неплохая», но внутри у вас истерика — это говорит о том, что вы пытаетесь себя подавить, убедить в правильном.

По какому принципу вы сейчас выбираете работу? Что больше всего вам доставляет дискомфорт в ней? Чем вам на самом деле хотелось бы заниматься? Попробуйте представить, что близкие поддержат ваш любой выбор — какое занятие вы бы предпочли?

Попытка в целях мотивации сравнивать свою жизнь с жизнью людей в неблагоприятных условиях будет вызывать в вас только чувство вины и никак не поможет продвинуться к решению проблемы. А проблема не в том, что вы плохая, а в том, что пытаетесь прожить свою жизнь для других людей.

При этом каждый из нас внутри себя ощущает тот самый — свой, правильный — путь, который принесет удовлетворение, счастье, реализацию. Но мы упорно не хотим на это смотреть из-за внутреннего страха не оправдать надежды близких, расстроить их и стать «плохой».

Поймите, что чувства других людей — это их зона ответственности, как бы эгоистично это ни звучало. Но ваша жизнь, ваш выбор работы, которая будет нравиться именно вам, ваши действия, нацеленные на получение счастья для себя, — это ваша ответственность.

Я бы посоветовала обратить внимание на тему сепарации с родительскими фигурами, тему эмоциональной независимости и укрепления своих внутренних личных опор. Вы крайне обеспокоены, чтобы быть удобной и парню — оттого не делитесь с ним своими переживаниями. Но как построить близость без этого?

Продолжать ли терпеть работу или дать себе время? Я бы рекомендовала стать к себе более внимательной и понять, чего же хотите именно вы. Быть более внимательной к своим чувствам и причинам, их вызвавшим. Насчет продолжения — решать только вам. Если ситуация сейчас обязывает работать, то параллельно можно искать вакансию, которая вам была бы интересна, или учиться тому, что вам интересно.

Также можно получить несколько консультаций у психолога, чтобы структурировать свои мысли, понять переживания и найти то, чего вам хочется на самом деле.