Светлана Картинина
Специалист по работе с расстройством пищевого поведения (РПП)

Сестре 14 лет, последние два года совершенно не хочет учиться. Сам процесс ей не интересен, она часто пребывает в апатии. Родители волнуются за ее успеваемость и пытаются вести поучительные беседы, но от этого она еще больше впадает в уныние. У сестры часто бывают истерики, последнее время стала говорить, что ей неинтересно жить. Меня это очень беспокоит, хочу помочь, но лучшее из того, что могу сделать, — посоветовать найти себе интересное занятие. Родители серьезности ситуации, похоже, не понимают или не хотят понимать. Один раз сводили сестру к психологу, но поскольку видимого эффекта не было, от этой затеи отказались. Как я могу помочь сестре?

Саша, 22 года

Ваша сестра, Саша, находится в одном из самых непростых периодов в жизни — в подростковом возрасте. В это время человек развивается не только физически, но и психологически. Он решает огромное количество задач, определяет свое место в социуме, у него формируются основные ценности, и от его выбора будет во многом зависеть вся дальнейшая жизнь.

Однако гормональный всплеск в этот период снижает когнитивные функции, и решение этих важных жизненных задач происходит скачкообразно, неравномерно. Настроение тоже скачет — от эйфории и активного «плюса» до депрессивного состояния и глубокого «минуса».

Представления о будущем у подростка еще не сформированы, и оно, это самое будущее, кажется далеким и маловероятным. Поэтому и нет причинно-следственной связи, что хорошая учеба — прочный фундамент для дальнейшей жизни.

У подростков часто снижается успеваемость, ведь она для них — не приоритет. Будущее там, за горами, а в настоящем либо хочется попробовать все и сразу, либо не хочется ничего. Видимо, у вашей сестры второй вариант. Объяснять сейчас, что учеба важна и что если сейчас в нее не вкладываться, то дальше ничего не получится, практически бесполезно. Среднестатистический подросток не видит этой перспективы.

При этом говорить о важности учебы все равно нужно, ведь капля камень точит. Но вы совершенно правы: важнее всего найти то, что ее хотя бы немного заинтересует. Как это сделать? Предоставлять как можно больше вариантов. Не понравилось одно — предлагать другое, не заводя привычную шарманку «опять тебе ничего не интересно». Спорт, творчество, видеоблогинг, обучение навыкам маникюра… Скорее всего, что-то ее заинтересует. Вы можете помочь сестре, предложив ей все эти варианты и поддержав в том, что она выберет.

Если все же ее состояние вызывает у вас тревогу и вы подозреваете у сестры депрессию, стоит показать ее не психологу, а психиатру. Депрессивные подростковые состояния могут быть очень опасны: мир делится только на «черное» и «белое», и в «черном» можно застрять надолго.