Мария Бразговская
Автор онлайн-тренинга «Марафон чудес», который помогает участникам улучшить качество жизни в разных сферах

Один мой коллега, если у него что-то не получается (не может вовремя сдать проект или документацию), притворяется, что болен. Например, сейчас он должен сдать в отдел, которым я руковожу, пакет документов, без которых мы не можем начать новый проект. Он постоянно откладывал сдачу, говорил, что он-то готов, но вот его подчиненные постоянно «косячат» и не все еще сдали. Сроки уже горят, и сегодня он мне написал, что переживал за наше общее дело и «его подвело сердце, он попал в больницу, в стационар, теряет сознание и не может дышать». Клянется, что будет работать «тайком от врачей», а по-моему, это все не совсем правда. Подобное происходит далеко не в первый раз, руководство в курсе, но ограничивается сердитыми письмами в адрес этого коллеги. Понимаю, что его никак не исправить, но какие-то рычаги влияния должны быть? Как с ним правильно общаться?

Елизавета, 33 года

Здорово, что вы пытаетесь найти способ решить задачу, а не просто злитесь. К сожалению, это миф, что к каждому человеку можно подобрать ключ, повернув который получится обо всем договориться. Некоторые просто не хотят работать. Примите, что не можете влиять на все.

Кроме того, люди, которые клянутся все сделать, частенько и правда в это верят. То есть человек не лжет, но в какой-то момент понимает, что «ой, не вышло». Наступает дедлайн, ему не хватает сил, компетенций или мотивации. Возможно, его болезни и вправду нервные, но скорее это просто легальный аргумент завалить задачу, оставшись невиновным.

Допустим, коллега старается, но ничего не выходит. Почему именно он саботирует работу? Возможно, боится ошибок или провала. Или не видит выгоды для себя. Попробуйте поразмышлять об этом и в следующий раз сформулируйте послание так: «Проект надо завершить к 20-му числу. Вы всегда так стараетесь и, похоже, хотите сделать идеально, давайте в этот раз я приму работу даже на троечку и мы вместе исправим недочеты, если они будут». Еще можно немного польстить или посулить выгоду.

Еще, скорее всего, коллеге не хватает организованности. Установите промежуточные задачи и сроки, желательно с запасом. Чтобы первый сгоревший дедлайн не был фатальным. Есть люди, которые начинают работать, только если прижмет. Может быть, первый просроченный дедлайн мобилизует коллегу. Не стесняйтесь даже повысить тон, особенно если он в вашем подчинении.

И да, если все это не помогает, решать вопрос через руководство абсолютно нормально. В их интересах, чтобы работа была сделана. Четко и без лишних жалоб сообщите: «Иван Петров регулярно сдает проект на неделю позже. Часто заболевает ровно накануне. Видимо, у него слабое здоровье. Жаль, но для блага компании нужно утвердить другую схему решения моих задач: пусть его сферу ответственности возьмут на себя другие люди».