Автор концепции поисковой активности головного мозга.
Если вы не манипулятор, то вы асоциальны?

История первая

Мужчина, обсуждая с женой воспитание их сына, говорит уверенно и спокойно: «Он злой, жадный и жлоб – из него можно сделать человека». Не в том смысле, что изменить его, перевоспитать, а наоборот – помочь ему окончательно сформироваться именно на основе этих качеств.

История вторая

Еще история. Много лет назад моя сотрудница пришла на работу взволнованная и огорченная. «Вчера я окончательно убедилась, что мой четырнадцатилетний сын совершенно не приспособлен к жизни в обществе и вообще в этом мире.

Он совершенно не умеет ни под кого подлаживаться, он со всеми честный. Он откровенен и признается в своих ошибках, если даже знает, что будет за них наказан. Вступается за тех, кого все отвергают, если считает, что они правы. Я в ужасе: как он будет жить в реальном мире, которого он совершенно не понимает, его же разорвут на части! Я думаю, что он просто обречен!»

Многие коллеги совершенно искренне выразили ей свое сочувствие.

История третья

А вот рассказ моего давнего знакомого, выросшего именно таким, каким боялась увидеть своего повзрослевшего сына эта женщина. Он работал старшим научным сотрудником в исследовательской лаборатории и был единственным кроме заведующего, у кого была научная степень. Заведующий относился к нему как к равному и был, по-видимому, уверен в совпадении их взглядов. Только этой уверенностью можно объяснить, что заведующий как-то в его присутствии заговорил со своим другом, заместителем директора института, о том, какими приемами можно воспользоваться, чтобы не позволить одному из молодых сотрудников лаборатории завершить и защитить диссертацию. Разумеется, так, чтобы на них не пало подозрение.

Заведующий не хотел, чтобы парень получил научную степень, потому что тогда его пришлось бы повысить в должности и нельзя было бы уже использовать, как говорится, «на подхвате». Они обсуждали эту проблему в присутствии моего знакомого открыто, потому что какое, в сущности, дело этому успешному ученому до какого-то лаборанта?

Но мой знакомый поразился и сказал: «Что вы такое говорите? Ведь Саша живой человек, как можно с ним так поступить, после того как он добросовестно работал и надеется на успешную защиту? Ведь это же сломает ему жизнь!» Оба заговорщика с оторопью посмотрели на него и сразу поменяли тему разговора. Скоро он узнал, что заведующий считает его человеком асоциальным и неуправляемым и всех предупреждает об этом.

Если вы не манипулятор, то вы асоциальны?

Понятно, что единственный мотив, который эти люди признавали социальным, – стремление соответствовать требованиям тех, кто выше тебя на социальной лестнице. Быть социальным для них означает вписаться в иерархию. Нормальные люди – те, кем можно манипулировать, и те, у кого есть возможность манипулировать тобой. Нежелание совершать такого рода поступки – асоциальное поведение. Если в мире действительно господствуют такие установки, то понятен страх матери, моей бывшей сотрудницы, а также слова отца, желающего видеть сына благополучным членом общества.

Люди с выраженной ориентацией на социальное доминирование считают естественным поступать аморально

В одном исследовании было показано, что люди с выраженной ориентацией на социальное доминирование готовы принимать неэтичные решения и поступать аморально, они считают это естественным. Это свидетельство того, что у них как раз не сформировались социальные мотивы, – никакие поступки, совершаемые ими из эгоистических побуждений, не вызывают у них внутреннего конфликта. Они удерживаются от аморальных поступков, только пока есть опасность наказания со стороны окружения, от которого они зависят, и только по отношению к этому кругу.

Они спокойно пересекут любые границы, если наказания не предвидится, ибо не испытывают чувства вины. И главное – они уверены, что все люди движимы такими же мотивами, что это и есть социальная норма, а все разговоры о совести – камуфляж.

Настоящие человеческие социальные мотивы выражаются в способности к активному сочувствию и в способности быть справедливым

Общество действует и выглядит цивилизованным, когда большинство его членов составляют люди, у которых с детства сформированы социальные мотивы. Настоящие человеческие социальные мотивы, которые выражаются в способности к активному сочувствию и способности быть справедливым. Тогда человек не попирает слабого, а старается ему помочь.

Тогда человек не нарушает закон, именно потому, что тем самым он защищает общество, в котором живет, а вовсе не потому, что боится наказания. У таких людей нарушение собственных установок из корыстных соображений вызывает внутренний конфликт.

От отца, с которого я начал рассказ, надо защищать детей (что и сделала его жена, разведясь с ним). А впавшей в панику маме надо объяснить, что на таких, как ее сын, держится мир.