Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

Сын в 11 классе съехал по оценкам. Мы с женой случайно узнали, что есть причина — неразделенная любовь. Хотим помочь, но боимся наломать дров. А до ЕГЭ осталось всего ничего.

Леонид, 38 лет

Любовь — чувство всепоглощающее, особенно первая, тем более у подростка, для которого, говоря профессиональным языком, отношения — сверхценны. Он не видит никого и ничего, не слышит никаких слов, он поглощен чувствами. Первое, от чего бы я, Леонид, вас предостерегла: не приводите сыну в пример себя в его возрасте. Вам было столько, сколько ему сейчас, 20 лет назад. Жизнь была другая, отношения строились иначе. Так что предлагать себя тогдашнего в пример ему сегодняшнему нет оснований.

Во-вторых, помните, что в какой-то момент подростку потребуется помощь. И чтобы оказать ее, вам нужен ресурс. Предлагаю вам укреплять его, если он есть, а если нет — создавать. Что это значит? Вы должны быть здоровы: и физически, и психически. Если заболели, лечитесь. Если слабы, укрепляйтесь.

Любая помощь — вещь затратная, особенно если речь идет об ЕГЭ. Когда наступит момент и сыну понадобятся репетиторы, вы должны быть готовы к этому еще и финансово, поэтому надо по возможности зарабатывать. Поверьте: это будет в такой степени вас занимать, что тревога относительно влюбленности ребенка станет более управляемой.

А вот следующая рекомендация трудна для исполнения. Она касается взаимодействия с людьми любого возраста, но с подростком важна особенно: не делайте ничего, о чем он вас не просил. Дождитесь, пока он протянет руку и попросит помощи. Вот тут и потребуются все ресурсы, которые вы без упрека и оценки ему предложите.