Жанна Засыпкина
Заместитель главного врача по реабилитационной работе, Действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Специальный психолог, клинический психолог, юнгианский психолог, семейный психолог, перинатальный психолог.

Мама всегда любила веселую жизнь, легко брала деньги в долг и легко тратила, но ей давали. Человеком она была не жадным, только до детей руки не доходили.

Моя сестра старше на четыре года, а брат Сережа, от другого мужа, — младше на 12 лет. Я часто жила с бабушкой. Когда мама нашла очередного мужчину получше, она выставила Сережиного папу за дверь. Видимо, и трое детей — это был перебор для нее, так что она отправила меня с братом «в отпуск» к бабушке, а потом привезла наши вещи и сказала, что бабуле надо помочь. Мы остались там.

В общем, мама жила всегда так, как ей хотелось. После 42 лет она больше не работала, а теперь у нее только социальная пенсия и проблемы со здоровьем. Мы ей сделали операцию на оба глаза (катаракта), у нее ХОБЛ, высокое давление. А она говорит, что дети ее бросили, не помогают, денег мало присылают.

Я чувствую, что меня опять обдурили, и желания помогать у меня нет. Оплачиваю ей «коммуналку», но без удовольствия.

Наталья, 45 лет

Наталья, тема очень актуальная. В ней есть две линии, о которых стоит поговорить. Первая — это то, что родители часто рожают детей с установкой «он мне должен». И вторая — тема созависимости в деструктивных отношениях.

Давайте рассмотрим обе, и тогда будет понятно, что их объединяет проблема границ во взаимоотношениях, неумение их выстраивать, заботиться о своих потребностях и говорить «нет» близким людям.

В долгу ли мы перед родителями

Родительские установки

Желание иметь детей может быть конструктивным и деструктивным. И некоторые родители с первых дней жизни ребенка отягощают его своими ожиданиями. В этом нет принятия индивидуальности и уникальности сына или дочери, а только потребительское отношение к ним, реализация через них своих планов.

Подрастая, такой человек уже будет впитывать эту установку с первых лет жизни. Исходя из нее он будет выстраивать свои взаимоотношения с сверстниками, профессией, партнером, друзьями. Это подменяет саму идею жизненного пути. Ведь все должно строиться вокруг желаний и потребностей родителей — чего они хотят, какой видят дальнейшую судьбу своего ребенка, какого партнера видят рядом с ним, какую профессию, увлечения и прочее.

Иногда такие родители ведут своего ребенка по жизни и не дают ему самостоятельно выбирать что-либо, а иногда поступают прямо противоположно

То есть рожают и перестают вкладываться в него. Отдают ребенка бабушкам и дедушкам или нагружают его самостоятельностью, граничащей с выживанием.

Но и тех, и других объединяет претензия к своим детям: «Ты должен мне (нам), так как я (мы) дали тебе жизнь!» Это порождает у ребенка чувство вины за свои желания, так как в таких семьях они постоянно обесцениваются. И, взрослея, входя в возраст сепарации, такой человек не может эмоциональное отделиться от родителей, а продолжает жить с оглядкой на них.

Часто можно встретить людей, которые живут с родителями не из-за того, что не могут решить квартирный вопрос, а потому что не представляют себе саму возможность отделиться. Бывает и другой вариант, когда выросший ребенок создает семью, у него появляется партнер, дети. Но они не занимают в его жизни первоочередное место, а всегда будут чувствовать себя не такими важными, нужными и ценными для него, как родители. 

Что делать?

Единственный выход — понять, что родитель манипулирует ребенком. Что чувство вины — это нить, которая позволяет управлять другими. И выход — это разделение ответственности. Сначала важна благодарность за подарок — за жизнь, которую дали родители. А потом нужно эмоциональное, а иногда и физическое отделение.

В этом поможет психотерапия. Установка «я должен ей за жизнь» меняется на «я могу отвечать только за свои чувства и поступки, а за чужие чувства и поступки я отвечать не могу».

Например, вы не можете сделать счастливыми своих родителей, сделав несчастными себя или свою семью. Вы не можете подарить радость родителям, отняв ее у себя или своей семьи. Конечно, вы способны это сделать фактически, но не ментально. Получается, вся энергия будет уходить назад, туда, где все завершается и уходит по праву времени, а не вперед, где должно зарождаться, появляться и развиваться.

Созависимые отношения

Следующий капкан в таких отношениях — это их созависимая структура. Один член семьи живет и выполняет все свои потребности за счет других. Получается, кто-то может употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, а другие будут обслуживать эту потребность или ее последствия.

Треугольник Карпмана наглядно показывает взаимодействие между членами деструктивной семьи. Есть Жертва, Спасатель и Преследователь. И это не статичные роли, а очень активная конструкция. Бывает, что один и тот же человек плавно перетекает в своих действиях из одной роли в другую.

Пример с треугольником Карпмана

Жертва — фигура, которая оказывается под воздействием Преследователя. Она всегда вызывает жалость и сочувствие. Жертва в разных социальных отношениях находится в страдающей, обиженной и угнетенной позиции. Создается ощущение, что это человек несчастливый, по воле судьбы оказывающийся в неприятных ситуациях. На самом деле он способен получать любовь и внимание… только через жалость. И в этом нет его вины, ведь этому его своими действиями научили родители.

В детстве на него обращали внимание только тогда, когда он болел или попадал в неприятности. Это фиксируется в детской психике — и вот уже готовая Жертва, которая бессознательно ищет через страдания любовь окружающих.

Еще одна выгода Жертвы — не брать ответственность за свои страдания, неудачи, несостоятельность на себя. Это дает возможность обвинять окружающих. Всегда есть кто-то, кто виноват в его несчастьях. И тогда появляется Спасатель.

Спасатель — человек, который всегда готов прийти на помощь. И, самое главное, он делает это по своей инициативе, ведь его никто не просит. На первый взгляд, он не нуждается в играх, а просто сострадает и готов ринуться разрулить любую ситуацию, в которую попала Жертва.

На самом деле выгода Спасателя в том, чтобы чувствовать свою доминирующую позицию. Ведь он лучше, мудрее, добрее, умнее другого

Он ведь помогает! Хотя на самом деле он удовлетворяет свое чувство превосходства: кто, если не он… Значит, он незаменим и значим.

Правда, проблема не решается. Ведь помочь можно тому, кто просит, и тогда эта помощь ценится, потому что она построена на ответственности. И наоборот, когда помощь становится иллюзией, появляется агрессия. Спасатель злится: то, что он пытается сделать, не поддерживается или принимается как должное. Жертва злится: Спасатель оказывает поддержку не в том объеме, не в том количестве, не так, как Жертва ее представляла.

Преследователь — человек, который давит на жертву, контролирует ее, учит жизни и считает, что она без него не справится. Ведь только он знает, как надо жить, работать, развиваться, с кем встречаться близкому человеку. Преследователь обвиняет Жертву в своих неудачах и пытается наказать ее.

Воздействие может быть в виде претензий, обвинений, эмоционального и физического насилия. Но отказаться от контроля Преследователь не может, потому что такая роль дает ему чувствовать себя очень значимым, уверенным и непогрешимым. В общем, он точно знает как, почему и зачем.

Но когда Жертва начинает понимать, что находится в заложниках и попытается вырваться, Преследователь может стать на время Жертвой. Эта смена ролей дает ему возможность задержать и обмануть Жертву. А через какое то время все продолжается по прежнему сценарию. 

Что происходит в семье

Наталья, видимо, ваша мама играет роль Жертвы, а когда понимает, что не получает желаемого, превращается в обвинителя и Преследователя. Тем самым она не хочет взять на себя ответственность за то, что с нею происходит, за свои изменения и последствия своих поступков.

Но ведь в этом помогаете ей вы с братьями. Пытаясь закрыть ее долги и потребности, вы автоматически поддерживаете в ней потребительскую позицию. И делаете это в ущерб себе и своим семьям.

Чтобы разрубить этот треугольник, необходимо собраться всем и выработать принципы помощи, а не опеки

Опека — это решение вопросов за человека, а помощь — это поддержка для изменений.

Например, можно сказать, что вы любите свою маму, но, если она не устроится на работу в течение определенного времени и не перестанет пить, не обратится к врачу и не станет самостоятельно думать о том, как закрыть свои долги, то вы перестанете ей помогать деньгами. Тем самым вы поставите ее в условия, необходимые для принятий самостоятельных решений.

Главное здесь — уметь говорить «нет» и не поддаваться на манипуляции. Только взрослая позиция и передача каждому члену семьи решения, что делать со своей жизнью, поможет восстановить баланс. А самое главное — мир в вашей душе.

Обращайтесь за поддержкой в своем решении к психологу, друзьям, брату и сестре, и все получится. Вернуть свою жизнь никогда не поздно!