Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Я постоянно грублю бабушке и ругаюсь с ней по поводу и без. Понимаю, что она мне не чужой человек, но не могу скрыть раздражения. С другими людьми общаюсь нормально. Почему так происходит? Что во мне не так?

Ксения, 20 лет

В семьях часто складывается определенный стереотип отношений между людьми. Мы можем полжизни провести вне родительского дома, многого добиться, стать другими людьми, но, возвращаясь, замечаем, что родители словно отказываются видеть перемены. При этом вовне гордятся и рассказывают о наших успехах.

Возможно, также происходит у вас с бабушкой. Вы можете не видеть и не слышать друг друга. Она может общаться с вами, словно с кем-то, кем вы были несколько лет назад. Но и вы тоже отвечаете, реагируете, словно заранее защищаясь.

Бабушка задает незаметно для себя привычные вопросы, а вам кажется, что она посягает на уже отвоеванную степень независимости и свободы. Это ситуация словно возвращает вас назад. Часто такие реакции на кого-то из домашних могут говорить о том, что пора и можно думать об отделении. Иногда этот гнев — сигнал возросшей потребности в автономии.

Но бывают и просто трудные родственники, слишком контролирующие, задающие много вопросов, волнующиеся и тревожные. Со временем становится сложно все время успокаивать чью-то тревогу, поэтому мы раздражаемся.