Ирина Белоусова
Практика консультирования - более 12 лет. Опыт клинической работы – более 7 лет. Методы: динамическая краткосрочная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, системная семейная терапия, сексология, executive коучинг, психоаналитическое бизнес-консультир

Есть люди, которые вдохновляются чужими успехами. Это становится для них мотивацией стать лучше. У меня все наоборот — чужой успех меня угнетает. При этом я ничего не делаю, чтобы исправить ситуацию и жить иначе. Просто сижу и грущу.

Это в основном связано с успехами людей, которых я знаю лично (бывшие одноклассники и т.д.) Особенно если в школе я был успешнее их, считал себя в некоторой степени лучше (лучше учился, лучше соображал).

И вот, получается, они смогли при «тех параметрах» добиться того, что имеют, а я не смог ничего, я ничтожество...

Но почему я ничего не предпринимаю, чтобы это изменить? Единственное, что я делаю, — это пытаюсь ограничивать общение с успешными людьми, чтобы их успех на меня не давил.

Причем под успехом я имею в виду не какие-то виллы и кучи денег, а простые, элементарные моменты: друзья, любимый человек, любимая работа, желание жить. У меня всего этого нет. Меня ничего не интересует, ничто не имеет смысла, жить не хочется.

Михайло, 27 лет

Михайло, спасибо за ваш вопрос, думаю, он для многих невероятно актуален. Во-первых, если у вас отсутствует желание жить, то это (по крайней мере, на мой взгляд) прямое показание для похода к психотерапевту. Не потому, что это очевидная угроза жизни, а потому, что, похоже, сами вы не справляетесь с ситуацией.

Во-вторых: все, что мы имеем, — наших рук дело. Обратите внимание, как вы себя обесцениваете: вы сразу именуете себя ничтожеством. Сравниваете себя с другими и предъявляете себе претензии: «Почему я не пытаюсь ничего предпринять?» С таким черно-белым мышлением далеко не уедешь: оно парализует и обездвиживает.

Обычно такое случается у людей, которые подвергались довольно жесткому давлению в детстве: авторитарные и требовательные родители, сравнения с братьями/сестрами, недостоверная информация об успешности («ты у нас золотой, брильянтовый» — без опоры на реальные успехи ребенка).

Такой ребенок вечно должен соответствовать требованиям — иногда не озвученным, — быть идеальным, быть лучше всех. Иначе он автоматически нежеланный, его исключают из группы, начинают наказывать. Частенько — игнорированием и презрением. Он должен показывать самые высокие результаты, иначе оценивается как не имеющий права быть.

Нужно увидеть, что вас принимают таким, какой вы есть, и не отвергают по причине недостаточной успешности

И тогда печальный сюжет разыгрывается дальше: не достигая самых высоких результатов по сравнению с реальными «соперниками» (одноклассниками, например), человек попадает в «зону отчуждения». Только теперь над ним никто не стоит с требованием — и тогда он сам себя начинает наказывать унижением, потому что другого сценария не знает. Похоже, это и происходит с вами.

Но ведь это все совсем не значит, что вы правда плохой и ничтожество. Знаете, как мне подсказывает чутье, вам нужны поддержка и принятие. Теплые, добрые, искренние отношения.

Вам нужно увидеть, что вас принимают таким, какой вы есть, и не отвергают по причине недостаточной успешности. С вами могут быть. Могут дружить. Могут воспринимать вас всерьез, даже если вы не носите домой успех «вагонами». Это совсем иной сюжет, не так ли?

В-третьих: ограничение общения — это стратегия избегания. Она тоже не изменит вашу реальность, а только изолирует от общества. Стоит действительно обратиться к психологу или психотерапевту и изменить взгляд на себя.

Увидеть и принять себя для начала таким, как есть. Отнестись к себе хорошо. А позже и силы на действия появятся. Всего вам хорошего!