Екатерина Козейкина
Индивидуальный и семейный психотерапевт

«В начале ноября я потерял любимого дедушку — он умер в больнице от коронавируса и вызванных им осложнений. До этого были неврологические проблемы, обмороки, на которые мы с родителями всегда оперативно реагировали, ездили, помогали, находили врачей, лекарства… Главное, чтобы никуда не ходил, дабы не заразиться. Берегли от ковида почти два года — не уберегли…

За это время сколько было сожжено нервов — не перечесть. Вроде пытаешься не принимать слишком близко к сердцу, но это сложно сделать, когда дело касается очень близкого человека. И вот четыре дня в больнице. Гамма эмоций за короткий срок: от обнадеживающего среднего состояния до фразы «плохой ваш дедушка» прошли сутки. А на следующий день после этих слов в 7 утра был звонок из больницы с печальной новостью.

Прекрасно помню то злосчастное утро: несколько минут разговора с врачом, всего трясет, а потом пять минут и пустота. Как будто по щелчку. Ни эмоций, ни слез, ничего. Только бесцельное шатание по квартире. Потом самому (родители в это время болели ковидом) впервые в жизни пришлось заниматься организацией похорон и всеми сопутствующими вопросами. И там тоже все как-то пугающе хладнокровно решал. 

На похоронах также был без эмоций. И вот прошло уже более трех недель — по-прежнему ощущение полной безэмоциональности. На работе пытаешься изображать обычного человека, шутить, но дается это с большим трудом. А так сидишь — и пустота.

Я понимаю, что времени прошло очень мало, но меня это пугает. Не может ли это состояние перейти в какой-то срыв? Потому как либо все эмоции остались до того страшного дня, либо это защитная реакция организма. И откровенно страшно, если вдруг этот эмоциональный вакуум прорвет и непонятно как с этим быть. Плюс ко всему я живу один — своей семьи, да и в целом отношений, нет. Родители живут в другом месте, с бабушкой. Поддерживать меня будет некому особо, тем более родители также переживают это горе.

Денис, 33 года

Денис, примите мои соболезнования. Болезнь и смерть близких — сильнейшие потрясения для любого человека. При этом горе — глубоко личный опыт, который люди переживают по-разному, поэтому не бывает «неправильной» реакции на утрату.

Вопреки распространенным представлениям, сразу после смерти близкого мы часто испытываем не грусть и боль, а шок и ступор. Вполне вероятно, что сейчас вы находитесь на этапе оцепенения, которое сопровождается ощущением нереальности происходящего и существованием «на автопилоте». Эмоции могут отсутствовать, потому что пока нет полного осознания случившегося.

Вы верно отметили про защитную реакцию организма: действительно, таким образом психика пытается справиться со сложнейшим периодом. Также, поскольку вы долгое время находились в сильном нервном напряжении, могло случиться психоэмоциональное истощение. 

Сейчас самое важное — относиться к себе максимально бережно и дать себе время на восстановление

По возможности стоит снизить ритм работы и минимизировать другие стрессы, а также стараться соблюдать регулярное питание и сон. 

Ваши переживания по поводу отсутствия эмоций абсолютно естественны. Важно помнить, что горе — это не состояние, а процесс. Если вы почувствуете, что «застряли» в эмоциональном вакууме и вам сложно из него выйти самостоятельно, стоит обратиться к психотерапевту, чтобы избежать отсроченной реакции на стресс в будущем.