Ксения Куколева
Психолог, работает в рамках клиент-центрированной терапии. Член Общества человекоцентрированного подхода, Профессионального сообщества клиент-центрированных психотерапевтов (ПСКП)

Сколько себя помню, я человек «зажатый», скованный, строгий. В школе и училище было трудно знакомиться, а если завязывалась дружба, то страх мешал сблизиться. В семье хорошие отношения, хоть и не самые близкие. Сейчас мне 28, у меня есть несколько настоящих друзей, любимая работа. Но часто ловлю себя на мысли, что «панцирь» до сих пор со мной и мешает простому человеческому общению. Часто мне просто хочется исчезнуть, испариться во время обычной беседы с друзьями. Справляться с этими странностями я научилась. Но откуда они появляются?

Зульфия, 28 лет

Зульфия, с детства мы учимся взаимодействовать с миром, ищем способы удовлетворения желаний и потребностей. Бывает, нам трудно справиться с ситуацией, и тогда психика придумывает свой способ, который поможет преодолеть тревогу или страх. Например, такой защитной реакцией может стать скованность.

Когда-то давно, скорее всего, в раннем детстве, «замереть» было единственным способом справиться со стрессом. Организм усвоил его и теперь применяет постоянно, даже в тех ситуациях, когда это не самое эффективное решение. Чтобы понять, в чем причина зажатости в вашем случае, как справиться с ней наиболее эффективно, нужна длительная работа — самостоятельная или с психологом.

Понаблюдайте, в какой момент обычно появляется «защитный панцирь», что в беседе внезапно заставляет замыкаться в себе, от чего или кого вы защищаетесь. Возможно, вы обнаружите, что реагируете так на определенные темы в диалоге или на общение с конкретными людьми, которые кого-то напоминают.

Вы пишете, что замечаете страх сближения, возможно, это один из путей к разгадке. Прислушайтесь к себе, что самое пугающее для вас в близких отношениях. Появляется ли «панцирь» в попытках сблизиться с кем-то из родных? Если да, то с кем он сильнее, а с кем вы чувствуете больше доверия. Важно понять, что происходит в тот момент, когда хочется исчезнуть, на что именно возникает такая реакция.