Ирина Белоусова
Практика консультирования - более 12 лет. Опыт клинической работы – более 7 лет. Методы: динамическая краткосрочная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, системная семейная терапия, сексология, executive коучинг, психоаналитическое бизнес-консультир

Не знаю как жить: у меня метеоризм, жутко урчит и болит живот. Хожу по врачам, а толку никакого. Потратила много денег и руки опускаются. На этом фоне потеряла вес, начались проблемы с гормонами. Нервничаю и плачу — уже никакие успокоительные не помогают.

И на работе стыдно, что опять желудок заурчит, боюсь находиться в тишине и в туалет не могу сходить. Думаю, хотя бы месяц продержусь и уволюсь. Врачи мне говорят разное, но не предлагают понятного решения. Что делать, если это не физическая проблема?

Софа, 22 года

Софа, люди обычно предпочитают не делиться подобными проблемами, хотя многие с ними сталкиваются. Спасибо за вашу смелость.

В любой соматической проблеме есть психологический компонент. Он может выглядеть по-разному, но суть едина: психологический дискомфорт уходит в тело и начинает выражаться телесно, если психика с его разрешением не справляется. Если бы мы всерьез относились к своей психике и посещали психотерапевта, а не уповали исключительно на возможности соматических докторов, пациентов с хроническими заболеваниями было бы меньше. Вопрос в том, какой характер этот компонент носит: от этого зависит тактика психотерапевтического лечения.

В целом «ответ тела» можно разделить на две группы — невротическую и пограничную. В невротическом телесном симптоме содержится некий символизм, отражающий суть конфликта, ради смягчения которого формируется сам симптом. Это своеобразный «язык тела».

Человек не может самостоятельно проговорить конфликт и принять по нему какое-то решение. Поэтому психика формирует компромиссное образование, как бы рассказывающее нам об основном жизненном конфликте. Тогда мы можем попытаться развернуть символизм симптома через, например, ассоциации, и вернуть конфликт в область психической переработки. В удачных случаях оказывается достаточно краткосрочного анализа.

Пациент пытается объяснить тревогу как-то рационально, подменяя причины следствиями

Вторая группа — пограничные ответы тела, которые не содержат в себе символизма. Здесь симптом не является говорящим. Тело просто страдает (как правило, характер таких страданий функциональный), потому что психика не может связать переживания с симптомами. Условно, она слишком «тонка», в ней много пустот и брешей, чтобы символизм был.

Единственное, что можно выделить в этой ситуации, — превалирование какой-то определенной эмоции в фоне настроения. Чаще всего в похожих на ваш случаях мы находим тревогу. Причем пациент пытается объяснить ее как-то рационально, подменяя причины следствиями: «мне страшно, что люди услышат», «я боюсь за здоровье». Но на самом деле тревога относится к сфере важных отношений. То есть это история про отношения с близкими или самим собой — конфликт расположен именно в этой сфере.

Реже можно «ухватить за хвост» агрессию, но она в основном носит компенсаторный характер: является способом защиты от мира, чтобы не чувствовать свою тревогу. Тогда соматические доктора ставят диагноз «соматоформные дисфункции», а работа психотерапевта занимает больше, чем один-два года.

Сразу предупрежу: типичные для популярной психологии «таблички по Луизе Хей» работают редко. Не стоит надеяться, что первая ссылка в интернете по запросу «урчит живот психосоматика» даст вам исчерпывающий ответ ваши вопросы, потому что траектория жизни и возможности психики каждого из нас отличаются. Опираясь на обезличенное предсказание, можно только запутаться.

Конфликт — это защищенный психикой материал. Ваша психика бережет вас от прямой встречи с ним, уводит реакцию на конфликт в тело. И для того, чтобы добраться до истинного смысла этой реакции, нужен тот, кто будет задавать грамотные вопросы. Тот, в присутствии кого вы будете восстанавливать воспоминания и причинно-следственные связи.

Позитивный результат при попытках самолечения возможен, только если конфликт близок к тому, чтобы стать осознанным. То есть, когда человек находится в тупике, терпеть ситуацию больше не может, остается один выход — прямая встреча с конфликтом. Полагаю, что у вас пока не так, раз догадаться о конфликте самой пока не получается.

Поэтому я всерьез рекомендую вам обратиться к психоаналитическому психотерапевту. Желательно еще до назначения приема узнать, знаком ли и работает ли он с тем, что сейчас именуют психосоматикой. Крепкого вам здоровья, Софа! И пусть ваши возможности расширятся, чтобы вы могли справляться со стрессами и конфликтами за счет психики, а не тела.