Анастасия Гурнева
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, с 2016 года основной фокус — индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые метод: МАК, гештальт

Моя мама — несостоявшийся в жизни человек. Ее муж изменил ей и бросил с ребенком (моим младшим братом). Теперь он живет с любовницей, и у него новая семья. В это же время маму сократили с хорошей должности. И теперь уже 10 лет, как она не работает. Живет на алименты от бывшего мужа. Говорит, что не может найти работу, которая была бы достойна ее.

В то же время ее потребности остались на прошлом уровне, когда она еще хорошо зарабатывала. Она влезает в кредиты, покупая новые вещи, и совершенно не умеет экономить. Всякий раз, когда ей не хватает денег, она просит их у моей бабушки (своей мамы). При этом она ее совершенно не уважает, часто унижает и оскорбляет. Все время говорит, что это она испортила ей всю жизнь, что она виновата в ее несостоятельности. И постоянно припоминает ей какие-то негативные моменты из своего детства или юношества. 

Моя бабушка помогает маме, как может, отдавая последние деньги, закрывая глаза на все оскорбления. Я много раз просила ее этого не делать, но все бесполезно. Бабушке жалко маму. 

Также моя мать постоянно ревнует меня к бабушке. В последний раз, когда мы виделись, она пришла в гости к бабушке с бутылкой шампанского и увидела, что я купила бабушке цветы. Мама начала ругаться на меня матом за это и снова оскорблять бабушку. Я не выдержала и высказала ей все, что о ней думаю (хотя обычно этого никогда не делаю). Ее это вывело из себя, она разбила всю посуду на кухне, начала таскать бабушку за волосы и бить ее. Я вступилась за бабушку и тоже получила за это. Мне было очень страшно, и я все время ей об этом говорила. Умоляла ее уйти. Она была похожа на зверя в этот момент. 

После того, как она ушла, я написала ей в гневе сообщение: «Надеюсь, ты с собой что-нибудь сделаешь». На тот момент мне казалось, что я хочу, чтобы она умерла. 

На следующее утро раздался звонок на мой мобильный, тихий мужской голос сказал: «Ваша мать… (назвал ФИО)? Приезжайте в морг на опознание».

Когда я рассказала обо всем бабушке, у нее чуть не случился инфаркт. Слава богу, через час, придя домой к матери, мы выяснили, что она жива и здорова. И это оказалась ее шутка, которую она поручила исполнить своей подруге. 

После этого мы уже два месяца не общаемся. Для меня она в тот день умерла. И самое главное, что на данный момент меня мучает чувство вины, мысль, что это все из-за меня случилось в тот день.

А еще мне очень жаль мою мать, я вспоминаю, что когда-то она была хорошей и я ее очень любила.

Анастасия, 24 года

Анастасия, вы описываете свою мать так, как будто она в слабой позиции: муж бросил (кстати, почему?), с работы сократили (тот же вопрос: почему?), жить по средствам она не может (разве?). И на последнем остановлюсь особо: мне совсем не очевидно, что она живет не по средствам, ведь ее содержат бывший муж и бабушка, ее уровень притязаний и образ жизни не пострадал, так зачем ей работа?

До недавнего времени ее поведение, а также отношение к вам и вашей бабушке никак ей не вредили, вообще не имели негативных последствий. Бабушке ее жалко, несмотря на обвинения и унижения. Договориться с бабушкой не давать маме деньги вам не удалось. Так какая причина у мамы вести себя иначе?

В описанном вами конфликте мама применяет вначале эмоциональное, а потом физическое насилие по отношению к бабушке, и вы дважды за нее заступаетесь. Происходящее очень напоминает треугольник Карпмана, где мама — агрессор, бабушка — жертва, а вы — спасатель. Вот только участие в этом треугольнике практически никогда не приносит спасателю победы, да вы и сами пишете, что сколько бы вы ни уговаривали бабушку, она все равно дает маме деньги, пускает к себе в дом маму в состоянии алкогольного опьянения, и в результате именно вы чувствуете себя виноватой и жалеете почему-то не себя, а маму.

Еще один момент: несмотря на вашу активность, вы описываете в каждой точке историю так, что у вас нет выбора. Вы не выбираете, придет мама к бабушке или нет, когда вы у нее, умоляете маму уйти, но она не уходит, просите бабушку не давать деньги, а она дает, заступаетесь за бабушку, но получаете от мамы сами. Вы как будто не замечаете этой беспомощности, а нападаете на себя именно там, где вами был совершен выбор — прийти к бабушке. Как будто проблема именно в этом, а не в том, как организованы отношения, и не в поведении мамы. 

В качестве рекомендации я бы предложила вам пойти к психологу, имеющему специализацию по работе с травмой насилия:

  • разбираться с грузом вины и последствиями абьюзивных отношений;

  • восстанавливать свое право совершать выборы и не чувствовать себя за них виноватой;

  • замечать, в чем заключается ваша безопасность, и учиться о ней заботиться.

Куда можно обратиться за бесплатной поддержкой