Саша Леа Адина Уикенден
Доула смерти, основатель Death Foundation
Личный сайт

Уже третью неделю меня мучает горе утраты мамы… А еще сильнее — чувство вины за то, что не предотвратил ее раннюю смерть. 70 лет — еще не возраст, чтобы покидать этот мир. У меня были ресурсы и время, но из-за моей лени, эгоизма, жадности я не избежал этой трагедии.

В 2013 году у мамы был инсульт, частично поразивший зрение. Я жил вместе с мамой, поддерживал ее в бытовом плане, но не прилагал должного внимания к ее реабилитации, не катал ее на инвалидной каляске, что позволило бы предотвратить застой в легких и пневмонию, которая и привела к ранней смерти.

Утрачен смысл жизни, ничего не хочу делать, на выходных не вылажу из постели, все время сплю. 49 лет я прожил с мамой, мы были одним целым…

Как мне выйти из этой ситуации и начать жить? Все усугубляется тем, что с уходом мамы образовалась тотальная пустота — ведь своей семьи у меня нет. Появляются даже суицидальные мысли. Что мне делать?

Руслан, 49 лет

Руслан, здравствуйте. Мне ужасно жаль, что вы потеряли маму, с которой 49 лет были одним целым, и что вы также проживаете давящее чувство вины.

Во-первых, мне хочется вам сказать, что вы не виноваты в ее смерти. Вы не могли заранее знать о возможных последствиях инсульта. Вы не знали, каким будет будущее, и в каждой текущей точке настоящего делали единственный возможный выбор исходя из тех вводных, которые у вас были именно на тот момент. Легко сейчас, уже зная о всех наступивших последствиях, говорить «мог предотвратить», но если бы вы действительно могли, разве вы не сделали бы этого?

Вы жили с мамой, вы поддерживали ее в быту, а это уже очень много. При этом вы очень сфокусированы сейчас на том, сколько всего вы не успели, и совсем не пишете о том, что вы сделали для нее за эти годы совместной жизни. Мне также важно сказать, что жить с человеком с ограниченными возможностями — очень непросто, это отнимает много сил и энергии само по себе. Мне бы хотелось призвать вас проявить чуть больше сострадания к самому себе сейчас, если это возможно.

Суицидальные мысли, с которыми вы встречаетесь, — это нормально для острого горя. С ними сталкивается каждый второй человек в первые месяцы после потери. Если ваши мысли не переходят в намерения по их реализации, то нет поводов для беспокойства. Если же вы начнете думать о том, как эти мысли осуществить, то это повод обратиться за консультацией к психиатру и, возможно, медикаментозной поддержкой, что тоже нормально в острых состояниях.

В этом нет ничего стыдного, не у всех и не всегда получается справиться самостоятельно, и обращение за помощью будет актом заботы о себе и своем состоянии. И, кстати, то, что вы написали сюда — уже достойно того, чтобы поблагодарить вас за заботу о себе и попытку найти для себя дополнительную поддержку в такой непростой период.

Вы спрашиваете, как вам выйти из этой ситуации и начать жить. Важно проделать работу горя, которая состоит из двух частей.

  1. Часть первая — это отгоревать все то, что вы потеряли со смертью мамы, осознать, какой мир вам теперь больше недоступен: плакать, злиться, снова встречаться со своим чувством вины и давать себе возможность испытывать любые эмоции, которые у вас возникают во время осознавания вашей потери. Будет здорово, если вы найдете для себя возможность проходить этот процесс с поддержкой психолога или специалиста по работе с горем — это поможет вам опираться на устойчивого человека рядом, если переживания будут слишком интенсивными. Если такой возможности нет, то можно вести дневник горя — выражать письменно те чувства, с которыми вы встречаетесь.

    Обычно весь процесс горевания занимает около года — все это время мы проживаем события, которые раньше делили с ушедшим человеком, и узнаем, каково это. Это не значит, что весь год будет невыносимо тяжело. Но предстоит узнать, каким будет ваш первый день рождения без мамы, каким будет ее первый день рождения без нее, каким будет первый Новый год и так далее.

  2. Часть вторая — начать выяснять, какой теперь вы в этом новом мире без мамы. Какой теперь ваш быт? Какая теперь ваша жизнь без необходимости заботиться о ней? Какие у вас теперь могут быть интересы, когда вы полностью принадлежите себе? Какую жизнь вы бы хотели выстроить и как к ней можно прийти из вашей точки сейчас, когда начнут появляться новые силы после первых интенсивных переживаний?