Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Перед смертью матери, когда она была уже в бессознательном состоянии, я сидела и обнимала ее. И вдруг она так торжественно намочила палец слюной, прикоснулась к своим губам, а потом провела линию по моей левой руке наискосок, там, где пульс. Благословила, прокляла или пожелала долгой жизни после моей операции на сердце? Очень мучает этот вопрос.

Елена, 42 года

Елена, вы были с матерью в последние минуты ее жизни, очевидно, она не могла тогда сказать вам что-то, поскольку уже почти не осознавала происходящее. Этот жест она сделала, когда была уже наполовину не в этом мире. Сейчас невозможно проинтерпретировать, что она хотела сказать с его помощью. Возможно, у нее просто не хватило сил передать свои мысли более ясно.

Не думаю, что она бы стала тратить последние силы на проклятие. Скорее всего, человеку не до проклятий в такой момент, ведь смерть и умирание — это очень трудный процесс. Она попрощалась с вами так, как могла, таким жестом, на который ей хватило сил.

Если прошло уже много времени, но вы продолжаете думать об этом жесте, попробуйте поразмышлять, какое послание матери вам бы хотелось получить. Возможно, в ваших отношениях осталось что-то непроясненное. Сейчас уже не получится услышать слова, которые вам необходимы, но, пофантазировав, какими они могли бы быть, можно лучше понять себя.

Попробуйте написать письмо матери, расскажите в нем о своих переживаниях, о том, как важен для вас ее последний жест. Это поможет освободить чувства, прояснить, что происходит с вами, и завершить отношения с близким человеком.