Татьяна Сорокина
Логотерапевт, экзистенциальный аналитик, ЭОТ-терапевт

Я зарабатываю фотографией, организовываю съемки, меня даже стали приглашать на крупные репортажи. Еще я занимаюсь графикой и дизайном, слушаю песни на разных языках, изучаю физику света, благодаря чему некоторые новые темы знаю лучше учителей.

Но школьная программа и отношение учителей просто бесят. Если берусь за учебники, меня хватает на два дня изучения материала. Дальше просто засыпаю. Это очень скучно, ничего не понятно, зачем такое изучать? Учителя любят упрекать за разгильдяйство.

Сейчас весь в тройках. Не могу выучить стихотворение, сделать разбор слова или предложения по русскому языку, хотя прекрасно знаю все правила. Даже психология стала каким-то непонятным набором терминов, а до появления предмета друзья удивлялись моим познаниям. Историю с третьего раза не сдал. Писать сочинение по картине с яблоком? Зачем? Но я прекрасно понимаю, как художники в Средневековье добивались реалистичных цветов маслами. Такого в школьной программе не найти. От сочинений на свободную тему учителя, конечно же, в восторге. Уже в конце первой четверти становится тяжело вообще хоть что-то изучать. Как можно заниматься тем, что не нравится?

Глеб, 17 лет

Как бы парадоксально это ни звучало, но заниматься тем, что не нравится, не просто можно, но и необходимо. Только так вы сможете развиваться, иначе жизнь пойдет по пути наименьшего сопротивления. А если вы все же чему-то научились на уроках физики, то поймете, что я говорю о пути по инерции радикально вниз под действием центробежной силы.

Я применяю такие эпитеты, чтобы говорить с вами на одном языке. Ведь каждому приятно, когда его умственные способности замечают и отдают им должное. Вам хочется, чтобы и учителя их замечали и хвалили за них. Но на одних способностях, к сожалению, далеко не уйти. И школьная программа как раз про это. Вы знаете, что интеллект всего за пару лет может снизиться на целый уровень? Угадаете, от чего? Ответ простой: если регулярно не заниматься его развитием.

А знаете ли вы, что обычно успешными становятся люди с весьма посредственными умственными способностями, но гибким мышлением, те, кто умеют лавировать, так сказать? Что думаете по этому поводу? Я понимаю, как вы рассуждаете: учителя уступают вам по уровню интеллекта, но они почему-то при этом учителя. И это бесит... Ну а с другой стороны, это же их жизнь и их дело. Чего за других переживать? Вы лучше посмотрите на свою жизнь. Чего вы хотите? Как дальше намерены жить? Хотите остаться без аттестата, только потому что учителя глупые, а вам скучно? В принципе, это тоже вариант, и, по крайней мере, оригинальный выбор. Но кому и что вы докажете этим и как это поможет вам в дальнейшем?

Вам хочется, чтобы ваши способности были замечены. Но тут два момента, на которые, мне кажется, вы не обращаете внимания. Во-первых, вы не ищете взаимности, то есть учителям признания от вас не дождаться — естественно, что они на вас в обиде и отвечают упреками, а не похвалами. И во-вторых, вы пока не видите разницы между способностями и результатом. То есть вас не удивляет, например, что есть знания, но нет высоких оценок. Тут дело не в амбициях: сами по себе оценки — это профанация, но и аналог достижений во взрослой жизни. Чтобы чего-то достичь, к сожалению, мало одних способностей. Вы ведь сами зарабатываете, так что понимаете, о чем я.

А если умственные способности позволяют вам закончить школьный курс и продолжить развитие в выбранном вами направлении, так и нет повода тратить время на переживания по поводу системы образования. По крайней мере, пока вы ничего изменить в ней не можете. С другой стороны, у вас есть шанс стать кем-то влиятельным в будущем и изменить нашу посредственную систему образования.