Татьяна Межелайтис
Психолог, сексолог, системный семейный терапевт, апвтор книги «Самооценка или Самоуценка. Работа над ошибками»

У меня двое детей, мальчики, одному девять, другому четыре. И, сколько себя помню, я никогда не любила с ними играть. Нет, когда они были в младенческом возрасте, я могла скорчить рожицы, спеть что-нибудь. Но ведь любая «нормальная» мать, которая любит своего ребенка, по умолчанию должна любить и все занятия, связанные с ним. Я же не люблю.

Я знаю, что ребенка надо развивать, читать всякие книжки, играть в развивающие игры, петь песенки.. Но мне не нравится это делать прям до отвращения. Даже не понимаю: мне лень или просто не нравится? Но мне гораздо проще с детьми, которые вошли в более-менее осознанный возраст (шесть-семь лет), которые могут уже нормально мыслить, рассуждать. Даже когда я проходила в юности практику в детском саду, а позже — во втором классе со школьниками, мне гораздо интереснее было во втором варианте.

Я искренне полагаю, что гораздо полезнее всяких развивашек и песенок — обучить ребенка дисциплине и бытовым функциям, которые ему потом облегчат жизнь. Именно поэтому я с раннего детства забочусь о том, чтобы дети убирали за собой, умели сами одеваться и так далее. Вот, например, мой четырехлетний сын часто видит, как я мою посуду. И он уже не только говорит, что грязную посуду надо мыть, но и сам просит дать ему попробовать. Я позволяю.

Я лучше объясню на живом примере, что есть такие-то деревья и животные, спою ему что-нибудь на ночь, обучу его элементарным вещам по дому, чем буду читать сказки, которые он тут же перелистывает, или собирать с ним конструктор, который он сам же и разрушит, потому что у него что-то не получилось.

А ведь смотрю на других женщин — и они с удовольствием возятся со своими детьми, играют. А мне это неинтересно. Чувствую себя плохой матерью. Иногда в голову приходит абсурдная мысль: будь у меня дочь, мне с ней было бы интереснее. Скажите, что со мной не так?

Елена, 32 года

Здравствуйте, Елена! Сразу скажу, что с вами все «так». Да, так бывает, что маме или папе одни вещи удаются лучше, другие хуже. И это нормально. Невозможно быть идеальным родителем во всем.

Точного определения «нормальная мать» не существует. Но если почитать материнские форумы, то «нормальная мать» — только та, которая умеет все, и никак иначе. Такое в принципе невозможно. А установки типа «я должна быть идеальной» приводят к неврозам и занижают самооценку родителей. В результате рядом с нервной мамой страдает малыш.

Ребенок всегда все чувствует. И если нам с ним скучно собирать конструктор, лучше предоставить это другим — тем, кто будет собирать его с радостью.

Важно не то, что вы делаете, а как вы это делаете. Вашу скуку сын может принять на свой счет, что он скучный. В дальнейшем это может повлиять уже на его самооценку. Мы все звенья одной цепи.

Большинство родителей не видят разницы между родительской ролью и воспитательной. Можно быть хорошим родителем и никудышным воспитателем, и наоборот

Воспитатель — это человек, который отвечает за воспитание и образование. Им может быть человек не из круга семьи, как это бывает в детском саду или в случае с нянями. Роль родителя намного шире.

Игры, песни, «развивашки» для развития ребенка не более полезны, чем обучение дисциплине и бытовым навыкам. Развитие происходит через разные направления.

Выбирайте так, как вам удобно. Нельзя объять необъятное и заменить ребенку всех остальных людей, которые могут то, что не умеете вы. У каждого из нас свой конек.

Вы все делаете правильно, просто у вас есть некие ожидания и требования того, что должна мать в принципе. Оставьте нереальные ожидания от самой себя и сосредоточьтесь на том, что вам удается легко.