Анна Уткина
Детский и подростковый психолог 

Я всю жизнь скитаюсь от одной идеи к другой, берусь за что-то и никогда не довожу это до конца. Меня кидает из крайности в крайность. Я не знаю, чем я хочу заниматься на самом деле, кем хочу быть, на кого поступать, чтобы не ошибиться. Дошло до такой степени, что я сама себе не доверяю.

Если появится очередная мотивация развиваться в какой-то сфере, возникают мысли вроде: «А зачем, если через неделю опять брошу?» Такое ощущение, что моя жизнь — это цикл какой-то мании и после — выгорания.

Я знакомлюсь с новым человеком, который мне очень интересен, и могу общаться с ним днями напролет, а потом — резкая потеря интереса. Замотивирую себя на хорошую учебу, получаю одни пятерки, после скатываюсь до двоек и снова все бросаю, ничего мне больше не хочется.

Захочу научиться вышивать, накуплю нитей, буду целый день шить, потом не притронусь к этому делу еще месяцами. Это касается даже настроения: я могу любить жизнь и хвататься за все и всех, горы покорять, а потом у меня опять резко пропадет интерес ко всему, буду неделями лежать в кровати, ни с кем не общаться и ничего не хотеть. Что мне делать?

Юля, 15 лет

Здравствуйте, Юля. Хотя вы ничего не рассказываете о своих родителях, описанное вами отношение к себе, своему творчеству и людям вокруг дает мне повод думать, что не все так гладко в вашей семье. Предположу, что как минимум в возрасте до пяти лет вы не чувствовали поддержки и защиты. Возможно, кто-то из родителей часто был на работе, когда был особенно вам нужен, или эмоционально отстранялся от вас, может быть, имел зависимости.

Если в вашем опыте есть сложные переживания детства, когда взрослые теряли интерес к вам или обесценивали то, чем вы с ними делились, то стоит обсудить это с психологом. Хоть со школьным или по телефону доверия, если у вас нет возможности оплатить услуги частного специалиста.

Однако главный вопрос вашего письма: «Что мне делать?» Попробуйте закрыть глаза и представить перед собой два стула. На одном из них образ той части вас, которая загорается интересом к какому-то увлечению. На втором — той, которая отказывается от него. Дайте им возможность повзаимодействовать друг с другом, пообщаться.

Что хочет первый образ сказать второму? А что второй делает для первого, ради чего не дает ему заниматься интересными занятиями? Поблагодарите его за помощь и, возможно, даже защиту. И дайте ему разрешение больше не нести его службу, сказав образу примерно следующее: «Ты был мне нужен раньше, но сейчас я многому научилась и теперь справлюсь сама. Я разрешаю тебе стать тем, чем ты был изначально по своей природе. С этого момента я освобождаю тебя».

А дальше просто наблюдайте, как он будет трансформироваться. Не ограничивайте его проявления. Во что бы он ни превратился — ему так хочется, пускай сделает это.

И все же — повторюсь — не оставляйте свое состояние без внимания. Такие «эмоциональные качели» могут говорить и о гормональных перепадах, и о дефиците микроэлементов в организме, и в наиболее острых проявлениях быть маркером психический нарушений. Не видя вас, мне сложно точно определить причину. Нужен специалист, который может провести диагностику и точно сказать, с чем работать.