Юлия Панфилова
Опыт работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста более 10 лет. Владеет навыками психологического семейного консультирования, психологической диагностики и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений.

Пошли в первый класс. И почти сразу стали жаловаться родители: что сын обзывается, плюется, рисует черточки на одежде. Вначале думала, что ерунда: в течение дня дети успевают и поругаться, и подружиться. Но когда по 2-3 раза в день пишут, причем в общий чат, уже начинаешь напрягаться. Поговорила с учителем и детьми: действительно, сын плохо себя ведет на переменах, учителя вообще не слушается.

Извинилась перед родителями за поведение сына. Родители поставили ультиматум: если до конца года ситуация не изменится, то пойдут к директору. Причем обращают внимание даже на мелочи. Вот думаю: может, перевести в другой класс или даже поменять школу? Дадут ли возможность исправиться, если даже игры трактуются негативно (жалуются, что мальчик за ними гоняется, хотя сын просто играет со всеми в догонялки). Все родители и дети негативно настроены.

Психолог до сих пор не поговорил с ребенком, ждем третью неделю. Записалась к платному, но пока в ожидании. Сама вздрагиваю от сообщений в чате, боюсь, что опять жаловаться будут. С ребенком говорю, объясняю, что не надо так делать, но в школе другая ситуация...

Надежда, 37 лет

Надежда, таким поведением ребенок может демонстрировать свое напряжение, которое у него накапливается внутри. Обычно, когда нам внутри нехорошо, нам хочется это выразить, проявить. Дети младшего возраста не всегда могут выразить это словами. Они показывают напряжение своим поведением. Судя по вашему описанию, ребенку сейчас сложно в школе.

Вы пишете, что он пошел в первый класс. Это значит, что он столкнулся с новой для себя системой правил, учителем, одноклассниками. Его жизнь сильно поменялась. И он пока не чувствует себя на своем месте. Для того чтобы понять, что с этим делать, хорошо бы понимать причины, почему так получилось. Что для ребенка так некомфортно? Это может быть и очень строгий учитель, и ребята, которые его дразнят в школе, и трудности с учебной программой, и множество других факторов.

Для того чтобы это узнать, можно попробовать применить методику «Волшебник». Вы говорите ребенку: «Давай поиграем, что ты волшебник. Ты бы мог изменить в этом мире все, что ты хочешь. Чтобы ты изменил? Давай начнем со школы». И внимательно слушать, что говорит ребенок. Если он начнет говорить что-то вроде: «Изрисовал бы одежду одноклассникам», то узнайте — для чего. Что получит сам ребенок от этого? Таким образом можно понять, что конкретно ребенку так сложно переносить в школе.

И в это время желательно избежать любых нотаций, потому что важно, чтобы ребенок был искренен. После того как вы узнаете, в чем причина, с ней можно разбираться. И здесь уже нужно выбирать: налаживать контакт в этом классе и в этой школе или перейти в другую. Пока вы не знаете, почему ребенок так себя ведет, вы в принятии решения будете опираться на неполную информацию, и это приведет не туда, куда бы вам хотелось.

К примеру, если вы в результате выясните, что учительница слишком строгая и плюс ребенку сложно с программой, то мы имеем два фактора, которые не поменяются. И если в этой школе одинаковая программа во всех классах, то тогда ребенку во всех классах данной школы будет непереносимо. Но если дело, например, в том, что его незаметно поддразнивают пара-тройка одноклассников, то это уже другая история. И ее можно пробовать решать на месте, заручившись поддержкой учителя и школьного психолога.