Светлана Картинина
Специалист по работе с расстройством пищевого поведения (РПП)

Девять лет назад отец изменил маме, она была в полном шоке, что с ней такое произошло. Отец стал часто бить ее и обвинять, что она сама виновата и если мама опять позвонит его «возлюбленной», то он поступит еще хуже. Мама пыталась покончить с собой, когда мы были в школе.

Отец ее обвинял в потере работы (начальник отца выгнал и его, и «возлюбленную»). Прошло столько времени, моя мама не в себе, каждый ее день проходит с вопросом: «Не изменяет ли он мне?» Мне очень грустно, она не понимает, что делает все хуже для себя и для троих детей. Мы ее много уговаривали, но она утверждает, что все это ради нас! Но я так не считаю...

Антон, 17 лет

Домашнее насилие. Абьюз. К сожалению, это не такая уж редкость даже в наше вполне цивилизованное время. Один человек вдруг решает, что он может нарушать границы другого без объявления войны, по какому-то одному ему известному праву. Границы физические, психологические.

И такие союзы создаются по типу: «тиран — жертва». Это может формироваться еще на ранних этапах отношений, когда более сильный партнер выбирает себе более слабую пару. Или складываться в течение нескольких лет — подавление происходит после того, как один из партнеров (как правило, женщина) становится более уязвимым.

Наличие трех детей ставит женщину в более зависимую позицию. Растить детей непросто и физически, и морально, и материально. И может начаться шантаж со стороны мужчины: «Я тебя брошу, если ты не будешь вести себя так, как мне хочется». Тогда женщина сдается. Сначала в мелочах, потом все глубже и глубже уходит в этот омут.

А если тиран позволил себе насилие и с первого раза его не остановили, то он будет делать это еще и еще. Потом она только слабеет и слабеет, а тиран, как паук, наливается силой. Отношения в паре становятся созависимыми. Жертве трудно уйти от своего тирана. Бывает даже «Стокгольмский синдром», когда женщина влюбляется в своего насильника и уже зависима от него настолько, что не может расстаться.

Расставание с таким партнером подобно наркотической ломке. Жертва страдает от присутствия рядом того, кто издевается над ней. Но она страдает не меньше и в отсутствие этого страдания.

Созависимость в такой паре, как у ваших родителей, и не дает маме возможности, сил, ресурсов разорвать эти отношения. Боюсь, без помощи специалиста вашей маме не справиться. Корни у этой жертвенности могут быть очень глубокими. И дело здесь уже может быть и не в детях. Вы правы. Но у жертвы, как правило, очень много страхов и тревог. Часто реальных, но, возможно, уже и надуманных для сохранения этой связи.

Есть различные фонды, телефоны доверия, где психологи работают с жертвами насилия. Обратитесь туда. Там работают специалисты, которые помогают преодолеть эти первичные страхи и начать борьбу за свою жизнь, за свое эмоциональное состояние.

  • Единый телефон доверия МЧС +7 (495) 400-99-99
  • Московская служба психологической помощи +7 (499) 173-09-09
  • Бесплатная кризисная линия доверия 8 (800) 333-44-34
  • Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от домашнего насилия: 8 (800) 7000 600

Также посмотрите службы бесплатной психологической помощи в вашем городе, а еще есть бесплатная психологическая помощь онлайн, например при МЧС и «АННА» — центр помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия.