Левицкая Лилия
Психолог, бизнес-тренер, психосоматолог

Когда мне или тем, за кого я отвечаю, предъявляют необоснованные претензии, я отстаиваю свои границы со скандалом, и мне самой это неприятно. Эмоции начинают зашкаливать при повторном объяснении: в первый раз спокойно объясняю ситуацию, во второй уже кричу и психую. Мне не нравится это, но выбрать позицию пофигиста не могу, шутить и язвить — тоже. При этом хочется разорвать все общение и больше не пересекаться с человеком. Могу ли я в этом разобраться без специалиста? Как проанализировать, почему я взрываюсь?

Олександра, 31 год

Здравствуйте, Олександра. Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации. Вы уже разбираетесь со специалистом и, возможно, специалист еще понадобится, если вы решите над этим реально поработать.

Вы пишете: «Я отстаиваю свои границы со скандалом, и мне самой это неприятно. Эмоции начинают зашкаливать при повторном объяснении: в первый раз спокойно объясняю ситуацию, во второй уже кричу и психую. Мне не нравится это, но выбрать позицию пофигиста не могу, шутить и язвить — тоже». Из этого следуют сразу несколько выводов:

  • это ваш комплекс привычного эмоционирования и действия, который из раза в раз повторяется в подобных ситуациях,

  • вы не видите других альтернатив — либо язвить, либо быть пофигистом, либо кричать,

  • вам это не нравится, так как и состояние ваше неприятное, и в значимых отношениях и делах чего-то важного добиться не получается,

  • вы сомневаетесь в том, что претензии необоснованные, иначе не было бы плохо от этого.

Разберем, как можно поработать с каждым из этих пунктов. 

Привычки думать, эмоционировать и делать

Когда вам «предъявляют необоснованные претензии», вы думаете, что можно только криком чего-то добиться. У вас нет понимания позиции того, кто высказывает претензии, и нет умения вести конфликт здоровым образом. Возможно, именно так относился к людям и решал конфликты кто-то из ваших родителей — видя это, вы бессознательно научились такому же поведению. В этом пункте важно увидеть, что придется работать и с уважением к другому человеку, и с умением управлять своими эмоциями и выбирать экологичные действия. С этим хорошо может помочь когнитивно-поведенческий подход.

Конструктивная и деструктивная реакция

Три возможных реакции, которые вы описали, — деструктивные. Конструктивная — учиться в конфликтах понимать себя и доносить экологично свою позицию, а также понимать другого человека и давать ему возможность сказать и объяснить то, что для него важно. Конструктивной реакцией будет разговаривать с позиции «я ок — ты ок», а не кричать, язвить или отмораживаться.

Влияние поведения

Важно осознать, что именно происходит внутри вас, с вашим здоровьем и отношениями, когда вы так себя ведете. Из такого осознания может вырасти мотивация меняться — идти к специалисту и вырабатывать новые привычки мышления, эмоционирования и действия. Ведь вы бы не стали сами лечить себе зубы или вырезать аппендицит?

Личные границы

Научитесь отличать реальное нарушение ваших границ от привычки относиться к людям так, будто они менее значимы, чем вы или ваши подопечные.

Удачи вам и осознанности на пути саморазвития.