Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

15-летний сын, как только что-то не так, как он хочет, вытаскивает козырь: «Я не просил меня рожать». Обидно: он был желанным. Как реагировать, научите!

Ирина, 40 лет

Есть события, на которые мы не можем повлиять, предотвратить их или отменить. Пубертатный период случается в жизни каждого из нас в обязательном порядке. И, как правило, сопровождается психофизиологическим кризисом.

У ребенка резко «портится» характер, он делается «трудным». Мы это отмечаем, но забываем, что мы вместе с ребенком тоже переживаем кризис: тоже делаемся «трудными» и наш характер не улучшается.

Поэтому нужно принять кризис и изменения характера как данность и исходить из того, что наша задача — пережить это непростое для всех время с наименьшими потерями. И сделать все для того, чтобы не утратить контакт с подростком, потому что контакт — это самое ценное.

И еще помнить о том, что часто мы невольно провоцируем подростка. С одной стороны, мы хотим взрослой ответственности и в школьных делах, и в помощи по дому. А с другой — опекаем его так, будто он маленький, и этим его оскорбляем. Даем ему карманные деньги и при этом требуем отчета, на что он их тратит. Требуем самостоятельных решений, но проверяем домашнее задание.

Слова «Я не просил меня рожать» — это протест и желание подчеркнуть свои границы: я сам по себе. А как реагировать? «Мы мечтали, чтобы ты у нас появился. И это счастливый день в нашей жизни».

Да, Ирина, обидно слышать, когда дети обвиняют нас, родителей. Но помнить нужно о том, что это симметричная ситуация, какая-то реакция на наши действия.

Более того, специалисты по семейным отношениям считают, что «трудное» поведение подростка — симптом, который свидетельствует о том, что в семье нарушены отношения между взрослыми. Так что это улица с двусторонним движением.