Анастасия Бебуришвили
Психиатр, психотерапевт

После инсульта у меня неврологический дефицит — это онемение левой стопы и левой руки. Прошло уже полтора года, но ничего толком не восстановилось. Где-то через месяц после инсульта начал понимать, что что-то не то с моей психикой. Душевное состояние стало ужасным, все кажется каким-то другим. Ничего не хочется, появились сильная раздражительность, тревоги и страхи. И это все происходит каждый день, с момента просыпания до отхода ко сну. 

Ходил по психиатрам, принимал назначенные ими препараты, но на душе ничего не менялось. Несколько раз пытался работать с психологами — почему-то они все были специалистами по КПТ. Этот вид терапии мне не подошел. В голове вертится одно: что у меня был инсульт и я никогда не стану прежним веселым и жизнерадостным человеком. Как бы я ни пытался переключиться, думать о хорошем, ничего не получается. 

Ездил в отпуск, думал, перемена места на меня повлияет. Так нет, мысли эти со мной всегда и от них не убежишь. Я никогда не думал, что подобное может быть с человеком. Такое впечатление, что мир перевернулся для меня. Я не знаю, что еще можно предпринять, чтобы избавиться от этого состояния. На сегодня я думаю, что вряд ли что-то можно поменять.

Алексей, 51 год

Алексей, очень сочувствую вам. Инсульт — тяжелая болезнь с опасными и неприятными последствиями — и физическими, и душевными. И если я вас правильно понимаю, то на сегодняшний день именно мысли и эмоции для вас особенно тягостны.

Вы описываете настоящую депрессивную симптоматику — преобладает подавленное настроение с навязчивыми, болезненными, пессимистически окрашенными размышлениями, с тревогой, опасениями по поводу будущего, раздражительностью. 

Ваше обращение к психиатрам и прием препаратов не принесли облегчения. Вероятно, если два и более курсов антидепрессантов в достаточной дозировке оказались неэффективны, можно говорить о том, что ваше депрессивное состояние резистентно, то есть устойчиво к лечению. Но эта устойчивость не абсолютна, существуют пути ее преодоления и излечение вполне возможно. При этом оно, несомненно, требует дополнительных усилий.

Возможно, имеет смысл рассмотреть лечение в специализированном стационаре в одном из научных центров под ежедневным наблюдением врачей

Подчеркну, что я говорю здесь в первую очередь об облегчении вашего состояния, нормализации фона настроения, возвращения жизненных сил и интереса к жизни. Исследования и статистика говорят, что это очень реалистичный сценарий. При этом возможность стать «прежним» маловероятна — не только для вас, но и для любого человека — мы меняемся, и не всегда эти изменения даются легко или нравятся. 

Я думаю, что облегчение депрессивной симптоматики поможет вам преодолеть общий пессимизм и позволит думать о хороших вещах и событиях, которые есть в вашей жизни, свободно и с удовольствием.