Вадим Ротенберг
Автор концепции поисковой активности головного мозга.
Принять вызов – и стать счастливее

В детстве моя дочь собирала марки. Раз в неделю мы ходили в магазин, и я предлагал ей выбрать любые три. Девочка долго ходила вдоль витрин, внимательно присматриваясь, вспоминала, какие у нее уже есть, и в конце концов выбирала очередную троицу. Вернувшись домой, она внимательно разглядывала купленные марки и меняла местами старые, чтобы вновь созданная комбинация была самой красивой.

Расставляя их в альбоме, она расспрашивала, что на них изображено, и это было для нас серьезной задачей: выяснить, что это за здание или пейзаж, объяснить, чем тот или иной человек заслужил эту честь – быть помещенным на марку. Так коллекционирование превратилось в увлекательное занятие уже для всей семьи. Но для дочки особенно важным и ответственным был процесс выбора – он зависел только от нее, и она относилась к этому очень серьезно.

Однажды нас навестил мой старый друг, и дочка с гордостью показала ему свою уже довольно большую коллекцию. Друг, хлопнув себя по лбу, внезапно воскликнул: «А ведь моя дочь тоже собирала марки, и у нее целых четыре больших альбома, которые ей больше не нужны, – я их тебе подарю!» – и через пару дней привез эти альбомы.

В первые дни дочка была в восторге и постоянно их листала. Но когда пришло время идти за очередными тремя марками, я не заметил у нее прежнего энтузиазма. Богатство новых альбомов затмило все – что такое еще три марки по сравнению с сотнями, которыми она уже владеет! Скоро она и альбомы перестала листать – и полученные в подарок, и свои, и убрала их на дальнюю полку, совершенно охладев к этому занятию. Что же произошло?

Главным для дочки в процессе коллекционирования было не увеличение числа марок, а сам процесс их выбора и последующего соединения, который весь был предоставлен ей. Она и только она должна была выбирать из многих возможностей, мысленно представлять, что ей больше всего понравится и в каком сочетании. Это было творчество, поиск, мобилизовавший воображение и одновременно повышавший самоощущение, – ведь «это я все это создаю». Возможно, я это интуитивно чувствовал, потому и покупал каждый раз только три марки... Дочку вдохновляло то, что она открывала новые возможности. А внезапное обретение четырех альбомов превратило ее из творца в наследницу, во владелицу готового.

Именно способность к преодолению и интерес к задачам, не решаемым сразу, – важнее всего в процессе как обучения, так и жизни

Часто родители не могут преодолеть своей тяги дать детям все, что те пожелают, предоставить им готовые решения. Однако без энтузиазма от возможности собственного выбора и его активного претворения в жизнь существование во взрослом мире (где тебе ничего не приносят на тарелочке) затруднено. И если ребенку очень не повезет (я не оговорился – именно не повезет) и он будет получать желаемое без усилий (и не только в детстве), это кончится для него очень плохо.

Если потребность в инициативе и активном поиске не найдет применения и угаснет, человек либо сделается асоциальной личностью, реализующей свою активность в разрушительном направлении, либо заболеет. Между активным поисковым поведением и здоровьем есть обратная связь: поиск с элементами риска нужен, чтобы справляться с жизненными трудностями, это требует от организма больших ресурсов, и поисковая активность сама их повышает.

С этим же связана и проблема успеваемости в школе. Ко мне часто обращаются родители, удивленные, что их ребенок, который уже обнаружил свои способности и так легко, почти играючи, без затрат сил и времени учился в начальных классах, все схватывая на лету, вдруг стал отставать в старших классах. А он потому и начал отставать, что раньше от него не требовалось никаких усилий, и у него не сформировалась готовность и интерес к преодолению, к вызову. Именно способность к преодолению и интерес к задачам, не решаемым сразу, важнее всего в процессе как обучения, так и жизни. Желание родителей сделать жизнь ребенка как можно более комфортной и подарить ему все в готовом виде не дает ему возможности проявить себя, доказать себе, что он на что-то способен.

Учеба в старших классах – это уже не спонтанное детское творчество, она требует концентрации внимания и способности менять стратегию. Отсутствие опыта личной инициативы, личного выбора из разных возможностей может парализовать волю подростка, привыкшего все получать как подарок от жизни, подарок за свалившуюся с неба одаренность. Поэтому не надо восхищаться этим как признаком гениальности, а способствовать появлению у него интересов и занятий, соответствующих уровню его одаренности. И хвалить его надо не за восхитительную легкость решения, а за приложенные усилия. Тогда он научится получать наслаждение от творческого процесса, связанного с решением новых задач.

Планка задач, требующих усилий, повышается с возрастом. Это лучшая подготовка к взрослой жизни и к жизни вообще.