Юлия Носова
Работает с детьми с особенностями развития и их семьями, помогает женщинам, которые испытывают трудности в отношениях.

Прожили с мужем три года, недавно разошлись — я устала от рукоприкладства, матерных слов, грубости, критики в адрес моей внешности. Во время моей беременности он меня толкал, давал пощечины. Меня тревожит то, что остался сын, ему сейчас 2,6 года. Правильно ли я сделала, что развелась? Муж умолял вернуться, но я очень сомневалась, что что-то изменится. Думаю, он так себя вел из-за родителей: отец, тиран и деспот, избивает мать, и та мне не раз говорила: «Ну и что, и меня били — и ничего, не умерла. Значит, ты что-то делаешь не так».

Анна, 28 лет

Анна, нет никакого оправдания насилию — ни физическому, ни моральному! Рукоприкладство, обесценивание, оскорбления — поводы для развода, причем немедленного. Тем более, если у вас есть сын, которого совершенно необходимо защитить — как от насилия как такового, так и от формирования мысли, что данное поведение отца и деда — норма.

К сожалению, у вашей бывшей свекрови серьезная травма, возможно, Стокгольмский синдром, раз поведение своего супруга она считает приемлемым и оправданным. Увы, в нашем обществе принят виктимблейминг (перекладывание вины за насилие на жертву), но это ни в коем случае не нормально. Вы не «делали что-то не так». Нет ни одной причины, по которой вы заслужили бы такое отношение.

Ваши сомнения и страхи сработали в качестве защитного механизма. Вы правы: насильники в абсолютном большинстве случаев не меняются. Поэтому я могу только порадоваться за вас, что вы вырвались из ада и смогли защитить себя и сына.