Анна Уткина
Детский и подростковый психолог 

Пару месяцев назад мама сказала мне, что одна семья хочет в скором времени прийти свататься ко мне. У нас традиции такие. Мама говорит, что можно свататься сейчас, пока мне 17, а уже после 18 меня могут забрать. 

Так вот, я знаю эту семью, не лично, но наслышана. Они при деньгах, бабушка парня — родная сестра моей бабушки, есть какая-то связь. Я знаю, что у него есть девушка, и он даже предложение ей сделал. Ему 20 лет, девушка — украинка, в соцсетях выглядит как очередная проститутка, только фигура стройная. Этот парень отца очень боится, да и без него он полный ноль, ведь не работал никогда, только за папины деньги гуляет. Есть еще одна семья, которая хочет прийти к нам. Там парень сам работает, заработал себе на квартиру, в которой уже ремонт начал. Он образованный, серьезный и готовый к семье, хотя ему тоже 20.

Сама я мужа выбирать не могу — отец выдаст меня за того, кто придет первым, а я не хочу в первую семью. Но не смогу смотреть на мужа, зная его прошлое, а может и нынешнее, не знаю, бросит ли он ту девушку, если я появлюсь в его жизни. Я не хочу быть нелюбимой в браке, а уж тем более, когда мы молоды. Если что-то будет не так, не поймем друг друга, то придется развестись либо жить не любя, только вот на развод у нас не просто так идут, а по чрезвычайной причине.

Я не хочу портить свое будущее этими разводами, но я ребенок и мое слово в семье не значит ничего. При этом мне бы очень хотелось замуж за парня из второй, ведь его многие любят. Мой отец знаком с ним лично, любит его отца, а первую семью не любит — слишком они понтовые. Другие же, хоть и при деньгах, а ведут себя скромно. Не нахожу себе места, не хочу прожить жить с ветреным парнем.

Алина, 17 лет

Здравствуйте, Алина. Если честно, я даже не уверена, что не опоздаю с комментарием — возможно, сватовство уже состоялось. Признаюсь, мне непросто комментировать ваше письмо. Хотя я живу в республике, где одна из основных религий — ислам, и знакома с такими обычаями, где мнение невесты не спрашивают, все же лично я не была на таком месте, как вы. И я привыкла думать, что важные решения в своей жизни человек принимает сам.

Тут же мозг подсказывает мне, что мы не выбираем, в какой семье и какой стране родиться, в какое историческое время жить. Но у каждого человека все же есть его внутренние ценности, которые в трудные минуты жизни служат ему опорами. Рискну предположить, что для вас это может быть вера. 

Тогда, если в текущей ситуации вы не знаете, что делать, и считаете, что ваше мнение ничего не значит, вы можете доверить решение этого вопроса Тому, кому доверяете свои самые сокровенные душевные переживания.

Быть может, молитва не даст вам готовое решение, но точно поможет успокоить ум и снизит тревогу перед неизвестностью

По вашему письму я предполагаю, что с папой у вас более схожие взгляды на жизнь, на людей, чем с мамой. Можете ли вы поговорить с ним? Понимаю, что в ваших обычаях неприемлемо просить не выдавать замуж за одного, но принять предложение другого юноши. Но можете вы просто спросить папу, что он думает о той семье, про которую говорит мама, и о второй семье, которая больше нравится вам. Возможно, он поймет, к чему вы спрашиваете. А даже если нет, то вы по крайней мере узнаете его мнение. У него могут быть свои аргументы за и против. Можете ли вы привлечь на помощь бабушку? Если она мама отца, то есть шанс, что он прислушается к ее мнению.

Алина, для меня очень ценно, что вы поделились своими чувствами по поводу происходящего. Это жизненно важный навык — уметь анализировать свои мысли, эмоции, поступки. Вы умеете быть честной с самой собой, вы точно знаете, что для вас не подходит, и даже знаете, как было бы для вас лучше. И вы точно имеете право чувствовать именно так, даже если традиции не разрешают вам выражать это вслух.

Есть книги психологов, Виктора Франкла и Эдит Ева Эгер, которые прошли концлагерь и сохранили любовь к жизни. Может быть, в них вы найдете для себя какие-то полезные мысли о том, как в ситуации, когда от тебя практически ничего не зависит, сохранить себя.