Ольга Агафонова
Психодраматерапевт, сексотерапевт, нейропсихолог, специалист в области семейной, перинатальной и детской психологии, постоянная ведущая московской психодраматической конференции.

В последнее время стала замечать, что очень жалею совершенно посторонних людей. Например, школьников, которых плохо подготовили и они не сдали экзамен, а мой ребенок сдал. Постоянно думаю об этом, хоть и понимаю, что меня это не касается.

Ника, 38 лет

Ника, сочувствие и жалость отличаются друг от друга. Когда мы испытываем жалость, то подсознательно ставим себя немного над тем, кого жалеем. Но в вашем письме речь идет скорее о сочувствии и сопереживании. Совершенно нормально беспокоиться не только за себя, но и за других.

Однако вы пишете, что постоянно думаете об этом. Насколько часто и сильно вы погружаетесь в эти мысли? Как они отражаются на вашей жизни? Чем мешают? Возможно, недавно произошло что-то, что повлияло на ваше желание помочь другому. Ваши интересы стали шире, и вы осваиваете новое пространство.

В ситуации с экзаменом, который сдал ваш ребенок, но не сдали остальные, на ум приходит ассоциация с волчицей Ракшей из истории про Маугли. Вы увидели, что есть другие дети, которые вам небезразличны и которых вы хотите поддержать. Сочувствие в этом случае — не слабость, а внимание, особенно если вы знаете этих детей и они дружат с вашим ребенком. Это хорошо, если не отнимает много энергии и моральных сил. Вам нужно только найти баланс между сочувствием другим и бережным отношением к себе.