Татьяна Сорокина
Логотерапевт, экзистенциальный аналитик, ЭОТ-терапевт

У нас большая семья: я, муж, дочь 5 лет и сын 3,5 года. В воспитании детей принимают участие и мои родители, но их мудрость позволяет нам с мужем оставаться на лидирующих позициях, они поддерживают наш подход. Дети у нас умные, веселые и энергичные. С энергией мы справляемся при помощи кружков и секций (так было до пандемии). Но вот с послушанием проблемы. Пробовали самые разные психологические уловки. Однако дочка, если не хочет что-то делать, просто игнорирует просьбу. Но с ней хоть можно договориться после 10-й попытки. А вот сын — ни в какую. Иногда приходится затаскивать его домой силой, потому что уже действительно пора. Если ему хочется играть в телефон на ночь, а нельзя — истерика гарантирована. Ему всегда нужно добиться своего. Из-за этого я редко хожу с ним туда, где много народу. В торговом центре он может убежать, и мне приходится его догонять. А если дочка взбесится, то их обоих. Стыдно. Что я делаю не так?

Евгения, 31 года

Евгения, ответьте на один вопрос: когда вы сами в последний раз делали то, что хотели? Упрямо, эмоционально, невзирая на окружающих, как ваши дети?

Конечно, банально говорить о том, что у детей сейчас сложный возрастной период — начинает зарождаться личность, и упрямство связано именно с этим, а не с родительскими ошибками. Но ситуация усугубляется тем, что дети у вас почти погодки: дочь должна была уже перерасти этот кризис, но, наблюдая за поведением младшего брата, она понимает, что ей тоже так можно.

В связи с этим выход очевиден: подберите разный подход к детям. У них разный пол, разные вкусы, привычки, таланты и так далее. Поэтому выработайте свои принципы для каждого.

Вы пишете, что система воспитания у вас с мужем и у ваших родителей совпадает. Честно говоря, в это верится с трудом. А если и так, то это явно искусственная система — и дети это чувствуют. Позвольте себе, супругу и родителям общаться с детьми так, как им удобно.

Поведение ваших детей — это протест, ответ на ограничение их свободы, возможно, он связан именно с тем, что дети чувствуют некий барьер в общении со взрослыми вашей семьи.

Ответьте себе, со всеми ли дети ведут себя так, или у них есть авторитетные взрослые, с которыми они легко находят общий язык. Если таковые присутствуют в жизни детей, проанализируйте их взаимодействие.

Вы говорите об уловках в общении... Вы сами загоняете себя и детей в искусственные рамки условных отношений типа «я подарю — она успокоится», «я накричу — он перестанет играть». Дети считывают эти ваши схемы и превращают их в удобные для себя, например: «я убегу — она побежит за мной», «я закачу истерику — она отстанет».

Дети чувствуют вашу зажатость и компенсируют ее своей гипертрофированной эмоциональностью. Поэтому я и спросила в начале о том, позволяете ли вы себе свободу. Покажите им, что кроме «нельзя» есть много «можно», на которые стоит переключить внимание. И главное — можно увидеть родителей свободными, веселыми и открытыми — а это вполне достойная альтернатива играм в телефоне.