Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

В садике 5-летний сын играл с другими детьми и сам. А на карантине мы с женой делили рабочий день, чтобы кто-то из нас постоянно его развлекал. Но теперь в садике никто не будет играть с ним, как дома.

Георгий, 32 года

Ваше открытие, Георгий, закономерно: никакой ребенок в возрасте пяти лет не может долго сам себя занимать. А общение с ребенком, его воспитание — очень ресурсоемкая вещь. Она требует от нашего брата родителя глубокой вовлеченности.

До сих пор большую часть светового дня покрывали занятия в саду. Во время самоизоляции это прикрытие исчезло. Но даже когда ребенок чем-то занят в садике, это не отменяет его природной потребности в том, чтобы мама и папа его развлекали, играли с ним.

Часто звучит совет «найти общие интересы с ребенком». Однако надо понять, что не бывает никаких реально общих интересов у взрослых и детей. С ребенком можно играть только в его песочнице, по поводу его интересов, на них надо сосредоточиться и полностью в них вовлекаться: ложиться вместе с ним пузом на ковер, двигать его кубики, вместе с ним фантазировать. «Вот закончится карантин, куда бы ты хотел пойти? Во что хотел бы поиграть? Хотел бы ты поехать на море и строить замки с башенками из песка?»

Я глубокий противник детсадов. Раз уж это зло неизбежно, не стоит исходить из такой «логики»: вот мы приучим ребенка к теплому взаимодействию дома, и поэтому в саду ему будет трудно. Это вовсе не означает, что ему и дома должно быть трудно.

Вы спрашиваете, как он будет привыкать к детям, когда родителей рядом не окажется? Если такая трудность появится, то ненадолго. Он привыкнет к садику так же быстро, как привыкал изначально.