
Мой 12-летний сын очень любит рискованные игры. Бывает, подговорит ребят спуститься на рюкзаках с крутой горки или раскачаться и прыгнуть с качелей. Весной он устраивает гонки на велосипеде, на дороге сильно разгоняется и не всегда соблюдает правила движения. Откуда такое желание рисковать и что с этим делать?
Елизавета, 37 лет
Елизавета, хочу вас успокоить — желание рисковать свойственно многим подросткам. В возрасте 12–14 лет базовый уровень дофамина снижен (по сравнению с более младшими детьми и взрослыми), но выше всплески при его выработке. Это повышает мотивацию к получению удовольствия через новизну, склонность к риску. Именно поэтому подростки больше, чем взрослые, ищут способы получить адреналин и яркие эмоции. Но если вы видите, что поведение сына небезопасно, то я бы советовала вести работу в двух направлениях.
Во-первых, обсудите с ребенком формальные границы дозволенного. Для каждой семьи это будут разные нормы. Но как минимум стоит поговорить о безопасности передвижения по дорогам, времени возвращения домой, нарушении законов и употреблении запрещенных веществ.
Во-вторых, расскажите сыну о последствиях, к которым может привести рискованное поведение. Если вы сможете представить яркие образы, найти видео людей, которые пострадали в результате рисковых авантюр, то мальчик увидит реальные последствия своего поведения. Та угроза, о которой ваш сын знает гипотетически, станет для него более реальной.
В подростковом возрасте у детей еще только дозревают лобные доли, которые отвечают за долгосрочное планирование и предвидение последствий своих действий. А значит, нам приходится из раза в раз повторять и закреплять причинно-следственные связи, даже если нам кажется, что дети нас не слышат.