Екатерина Крюкова
Психодраматерапевт, гештальт-терапевт, заведующая кафедрой психодрамы Московского института гештальта и психодрамы (МИГиП)

Я вел проект, на финише начальник сообщил, что передает его в другой департамент, а я и мои люди получим 50% оплаты. <…> Я работаю здесь 10 лет. И всегда слово держали.

Степан, 35 лет

Когда наши ожидания сильно расходятся с реальностью, это очень больно. Чтобы пережить эту боль, психика часто возвращает нас к более раннему и безопасному времени, например, к детству. С точки зрения ребенка, мир устроен достаточно справедливо, в нем есть гарант этой справедливости — «всемогущий» взрослый, который ухаживает за ребенком, примиряет соперничающих детей, утирает слезы, удовлетворяет потребности. Когда мы выходим во взрослый мир, то становимся сами для себя таким гарантом справедливости, насколько это удается.

За 10 лет у вас с начальником сложились хорошие отношения. Но вы, Степан, распространили на него ореол этого гаранта, каковым он в реальности не является, поскольку защищает свои интересы, а не ваши. Вы так возмущены, что уволились бы, если б не опасение, что ваши сотрудники тогда совсем ничего не получат.

Такое страстное желание бороться с несправедливостью обычно связано с детским опытом. Если кто-то, тем более родители, поступили с ребенком нечестно и он не смог защититься, то острая реакция сохраняется во взрослой жизни. Но есть и другие цели кроме стремления отстоять правоту. Возможно, сейчас разумней принять предложенные 50% оплаты и рассчитаться с сотрудниками.

Что можно сделать, чтобы было немного легче в другой раз? Помнить, что теперь гарант справедливости — вы сами. А значит, не подставлять себя и добиваться четких, документально подтвержденных договоренностей, перед тем как приступать к работе. Заранее обсуждать возможные изменения контракта, поэтапную оплату.

Можно ли на 100% застраховать себя от неприятностей? Нельзя. Держите эту мысль в уме и прощайте себе те несовершенства, которые непременно случаются во взрослом мире.