В 62 года я вышла замуж и уехала в другую страну

Ольга

«После смерти мужа я поняла, что не могу оставаться в том маленьком городе, где жила. Мне было 53 года, и я приняла решение уехать. «Неизвестно куда, неизвестно зачем», — как говорили все вокруг. У дочери была подруга, которая нашла работу в Москве, она предложила поехать вместе.

Я столкнулась с тем, что в моем возрасте все двери для меня были закрыты. С трудом удалось устроиться уборщицей в открывшемся французском кафе. Когда при приеме на работу заглянули в мою трудовую книжку, с удивлением спросили: «Вы уверены, что хотите это место после того, как были педагогом с 35-летним стажем?» Я ответила, что меня ничего не смущает — я начинаю новую жизнь. И очень скоро стала там начальником отдела кадров.

Новое дело нравилось, но через несколько лет кафе неожиданно продали, и мне сообщили, что с завтрашнего дня я свободна. Шла по улице, слезы текли, я говорила про себя: «Значит, будет что-то лучше». И снова начала искать работу: в одном месте мыла полы, в другом была курьером, в третьем снова мыла полы.

Порой не было денег купить билет на автобус, и я проходила огромные расстояния до метро пешком. Шла и повторяла: «У меня все будет хорошо. Просто сейчас такой период, его надо пережить». Когда было трудно, ходила в театр, меня это очень поддерживало.

Покупала самые дешевые билеты и так часто там бывала, что контролеры меня знали и сажали на хорошие места

Через знакомых мне удалось устроиться в салон красоты, снова уборщицей. Но было интересно: протирала пыль, а параллельно изучала все баночки со средствами и инструкции по применению. Я знала всю продукцию наизусть. Меня заметили и пригласили в филиал нашего салона, администратором.

Даже в самые трудные периоды я не пожалела о том, что кинула себе вызов. Уехала из маленького города, где все было знакомо и понятно, но напоминало о потере близкого человека. Мой отъезд дал мне ощущение остроты и радости жизни. Того, что все в моих руках. И при всех сложностях — чувство волшебства жизненного движения. А в 62 года я поняла, что больше не хочу быть одна».

Лена, дочь Ольги

«Когда мама сообщила мне о своем решении попробовать устроить личную жизнь, я обрадовалась. Она тяжело переживала потерю папы и уже десять лет была одна. Познакомиться с кем-то в нашей стране в этом возрасте не так просто, и мы решили не пренебрегать интернетом и испытать удачу на международных сайтах знакомств.

Мама тогда не владела языком, но я была преподавателем английского и могла помочь. Сайты выбрала сама, разместила ее фотографии, и мы стали ждать претендентов. Сделали все на одном дыхании, не очень веря в реальность происходящего. И однажды получили письмо от Кена, англичанина, маминого ровесника, который стал интересоваться ее жизнью и открыто рассказывал о себе.

И я, и мама сразу почувствовали, что это хороший человек с серьезными намерениями

Он понравился ей. Кен тоже был вдовцом и не представлял свою жизнь в одиночестве. Мы сказали, что мама не владеет английским, но он был уверен, что это дело поправимое. В скайп первый раз вышли втроем: Кен, мама и я. Он смотрел на маму, мама на него. Я переводила. И сразу почувствовала, что между ними есть взаимный интерес.

Через несколько недель Кен приехал, а уже через полгода встреч сделал предложение. Так мама переехала в Англию и живет вместе с ним уже восемь лет. За эти годы она не только прекрасно выучила язык, но и поразила всех тем, что после шестидесяти научилась водить машину и сдала на права. Мама для меня — пример удивительного жизнелюбия и бесстрашия».

«В 62 года я вышла замуж и уехала в другую страну»

Кен, муж Ольги

«До встречи с Ольгой я был женат сорок лет. Когда жены не стало, почувствовал себя очень потерянным. И тогда мой друг посоветовал сайт знакомств — просто чтобы поговорить с людьми и, возможно, с кем-то познакомиться. Но казалось, что все не то, ничто не трогало, и я уже почти разочаровался в этой идее, пока не увидел страницу Ольги. Посмотрел на ее фотографию и почувствовал — эта леди для меня.

Нам повезло — ее дочь Лена помогала с переводами. Первые месяцы были непростые. Я взял отпуск, и мы отправились в путешествие по стране.

Говорили в основном жестами, однако чувства брали свое, мы понимали друг друга

Ольга не устает поражать меня: она в кратчайшие сроки выучила язык, знает и любит английские традиции. Она невероятно добра и гостеприимна — мы любим приглашать друзей. Я благодарен судьбе, что Ольга доверилась мне и у нее хватило решимости ради наших отношений столь многое в своей жизни изменить».

Дарья Петровская, гештальт-терапевт

«История невероятно вдохновляющая. Путь перемен очень труден, приходится преодолевать инерцию и психики, и внешнего мира. Редко случается пройти это путь без ошибок и неудач, и морально нужно быть к этому готовым. Об этом многие забывают, решая изменить свою жизнь: «Я попробовал, не получилось, не судьба».

Однако и неудачи, и успех нужно уметь выдержать. Героине было трудно, больно, но она шла и верила, что будет лучше. Этот тонкий момент — «шла и верила» — не всегда прост для понимания. Это одновременно и вера в лучшее, и упорный труд. Не поможет просто вера без действий, как могут и не сработать лишь хаотичные действия.

Вера (в Бога, вселенную, судьбу) дает видение перспективы и помогает справиться с рутиной

Терпеливый труд продвигает к цели. Благодарность жизни — это больше философское понятие, чем психологическое. Это позиция принятия жизни, а не обиды на нее.

Героиня дала себе время прожить утрату. И то, что, по словам дочери, она 10 лет была одна, подтверждает, что каждому необходимо свое время на горе. Она дала прошлому уйти и решила попробовать жить дальше. То есть приняла то, что жизнь прежней не будет.

Все эти факторы дают ресурсную картину перемен: человек движется, и внешний мир идет ему навстречу. Работа постепенно становится интереснее, появляется мужчина. Эти шансы не сладкие и ванильные: когда все идеально, они также требуют труда. Работа непростая, для отношений нужно выучить язык. То, что героиня соглашается с трудностями, а не противится им, и дает возможность качественных изменений».

Дарья Петровская
Дарья Петровская

Гештальт-терапевт.