Илья Суслов
Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологи, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала.

18 лет назад я вышла замуж и уехала в другой город к мужу. Все эти годы домой я приезжала редко, не скучала. Но пришлось продать прежнюю квартиру и вернуться из-за эпилептических припадков, которые случаются у меня примерно 2 раза в месяц, и 2-3 дня со мной кто-то должен находиться рядом. Маме моей далеко ездить уже трудно, а муж — на вахтах. Прошло 3 месяца после переезда, а я не могу никак привыкнуть к городу, к уродливым «шедеврам» современной архитектуры. Глаз радуется, только когда вижу дома, знакомые с детства, старые парки. Хорошо, что квартира у нас в историческом центре. У меня много родни, но я не хочу никого видеть, хотя меня никто не обижал. Боюсь, что кто-нибудь скажет, что я стала хуже выглядеть, и мне потом трудно будет это выкинуть из головы. Смешно, но мне даже нечего надеть! Все износилось, но я боюсь зайти в магазин. А вдруг новые вещи будут малы... Как себя сломать? Меня не понимает даже мать. С ней у меня тоже нет доверительных отношений. Мы можем часами болтать о природе и о погоде по телефону, но я никогда я не поделюсь с ней сокровенным. Возможно, мне нужна поддержка психотерапевта, так как приступы меняют характер.

Марина, 43 года

Марина, меня напугал единственный вопрос в вашем большом письме: «Как себя сломать?» Сразу хочу написать, что не считаю целесообразным себя ломать и даже бороться с собой. С собой лучше договариваться. А если не получается, то поможет самопознание, анализ своих мыслей, слов, поступков, мотивов. А еще важно определиться, как вы оказались в той или иной ситуации, почему с этими людьми у вас такие отношения, а с другими иные.

Попробую разобраться заочно на основании информации из вашего письма. Итак, сначала вы поспешили уехать из родного города, и вас не тянуло ни в родные места — ни к родственникам, ни к знакомым. По-моему, это означает, что отношения с ними были не очень теплыми или просто поверхностными. Они могли разладиться, или вы стали чувствовать неудовлетворенность уже в подростковом возрасте, потому что детские годы вызывают у вас более позитивные чувства, раз глаз ищет старые постройки из детства как символ того, что тогда было хорошо.

Когда маме стало тяжело добираться до вас, чтобы сидеть с вами во время эпилептических приступов, вы решили вернуться в родной город. Однако, на мой взгляд, проще было найти альтернативу: нанять медсестру или договориться с кем-то из друзей или знакомых.

Но вы сначала просили приехать маму, хотя с ней у вас не было и нет доверительного контакта, а потом перебрались к ней поближе. Из чего я могу предположить, что у вас, возможно, осталась неосознанная потребность общаться с мамой. А может, вы хотели заставить ее позаботиться о вас, потрудиться для вас.

С мамой и с родственниками нет близкого контакта. Возможно, это вас тяготит

Раз вы не увидели этой альтернативы и вернулись на родину, продав квартиру в городе, где жил муж, значит, вам хотелось этого. Осталось понять: зачем? Обычно люди неосознанно стремятся в родной город в нескольких случаях: чтобы что-то кому-то доказать, с кем-то поквитаться или наладить отношения. Вы упомянули, что с мамой и с родственниками нет близкого контакта. Возможно, это вас тяготит. И именно это стало на подсознательном уровне мотивом для переезда.

Еще вы пишете, что боитесь негативного мнения родственников о вашей внешности; что вы пополнели, раз вещи обычного размера вам могут оказаться малы, а на размер больше вы, видимо, покупать не хотите. При том, что за 18 лет — с 25 до 43 лет — многие люди меняются. А мнение людей субъективно: «На вкус и цвет товарищей нет», как говорится. И все равно вы почему-то боитесь этого.

Такие страхи и такая уязвимость свойственны девушкам в пубертатном возрасте. И возможно, именно таким образом проявляются ваши психотравмы того периода. Они выходят наружу, чтобы вы смогли наконец от них избавиться. Но заниматься этим, конечно, лучше вместе с психотерапевтом.

Хочу обратить ваше внимание на цифру 18: это возраст совершеннолетия. Мне кажется, неслучайно вы вернулись домой именно через столько лет.

И последнее. Одной моей клиентке с эпилепсией врачи подобрали лекарство, которое помогло купировать приступы. Может, стоит проконсультироваться с хорошим специалистом и на эту тему?