«Я был троечником в школе и прекрасно устроился в жизни»: 5 историй успеха

Сегодня в аналогичных ситуациях психологи и многие родители говорят, что нельзя из-за оценок ставить на ученике клеймо, ведь отметки — не показатель того, что ребенок «плохой». Да и наказания с угрозами работают куда хуже, чем поощрение за успехи — тогда зачем к ним прибегать?

К счастью, во многих случаях «антиметоды» школьных учителей не сработали, а их предсказания не сбылись. Оказалось, для того, чтобы достичь успеха в работе или творчестве, чтобы найти свое место в жизни или просто стать счастливым (это ли не главное достижение?), статус отличника не нужен.

Нужно что-то другое. И «секрет благополучия» у каждого свой.

«Успех — понятие субъективное»

Елена, 38 лет, преподаватель иностранных языков

«В школе учителя считали: «Лена звезд с неба не хватает». Я и в институте не блистала. Но там была другая причина.

В семье меня с первого курса сняли с довольствия, а с конца второго отправили жить самостоятельно без финансовой поддержки. Приходилось много работать, чтобы выжить. Родители говорили, что дочь у них «бестолковая, ничего не может сделать нормально, и работа у нее дурацкая».

Ну и вот сейчас «бестолковая» я живу со своей работой, с двумя детьми, тремя квартирами и заработком в районе 200 тысяч рублей в месяц».

Ольга, 40 лет, технолог по полиграфии

«У меня по математике в школе была твердая двойка. Я даже с дедом на летних каникулах занималась, но и с такой подготовкой вытянула у школьного преподавателя экзамен только на тройку... А когда в институт поступила, на выпускных экзаменах всему потоку математику решала. Видимо, «чакры открылись».

«Я был троечником в школе и прекрасно устроился в жизни»: 5 историй успеха

Антон, 36 лет, преподаватель, музыкант

«Я был троечником, даже двоечником, особенно плохо было с физикой, геометрией и алгеброй. Хотя астрономию, к примеру, любил всегда. Потом решил взяться за ум и, завершив обучение, десять лет преподавал в университете иностранные языки... Успех — понятие субъективное. То, что я довольно известный музыкант в блюзовой сфере Канберры и Нового Южного Уэльса, для меня успех. Кому-то же этого покажется мало».

Ольга, 65 лет, археолог

«В школе была вольнодумной: не соглашалась с мнением учителей, все оспаривала и со всеми пререкалась, за что регулярно получала и тройки, и двойки. С пятого класса мечтала стать археологом — и стала им. В МГУ поступила только с третьего раза, а отличники из моего класса сдались после первого провала и разошлись кто куда».

«Мы взяли от жизни свое»

Ольга Маркес, 34 года — певица, предпринимательница, мать троих детей

Ольга Маркес

«У меня с собой отношения сложные всю жизнь. Очень хотелось быть умненькой, послушной, усидчивой. Но как бы я ни напрягалась на учебе — в одно ухо влетало, а в другое вылетало.

«Почему все девочки аккуратные, а ты такая неряха?» Ладно внешность — что есть, то есть. Но ведь считается, что есть качества, которые можно в себе развить трудом и усидчивостью. А если у тебя не получается хорошо учиться — ты просто ленивый и распущенный или просто этого не хочешь. Или еще хуже — значит, кто-то тебя избаловал, и теперь с тобой надо пожестче.

Лучшие мои учителя — это мои дети. Ежи — такой, какой меня всегда хотели сделать. Мирон — такой, какая я была. При этом главный учитель материнства — это маленькая девочка Оля, которая очень старается, но у нее не получается быть усидчивой, аккуратной, усваивать знания так же, как лучшие одноклассники.

Мой папа был единственным ребенком в семье, и он как Ежи. Ему сложно понять, как можно прочитать книгу и не помнить, как зовут каждого героя. Я часто закрываю книгу и не помню, о чем она, если там не было ничего важного для меня. Поэтому я с удовольствием позволяю Мирону быть таким, этим я как будто исцеляю саму себя.

Дети разные. Мы разные. И время показало, что у меня и других троечников тоже есть сильные стороны. Мы взяли от жизни свое. Но как же глубоко сидит стигма: они достойны оценки «отлично», а я — нет. Все, что я делаю, посредственно. Все, что делают другие, отлично.

Я замечаю, что меньше занимаюсь «расшаркиванием», извинением за себя и за то, какая я. Это очень мешало мне — люди видят меня сильной и умной, а я при встрече: «Ой простите, я тут не это... я глупенькая… мне просто повезло». И это на самом деле не про скромность, это всегда только мешает коммуникации.

Когда самооценка лучше — перестаешь ждать признания от других. Можешь легко говорить «я считаю это классным», и тебе не так больно, если кто-то так не считает».

Подробнее в блоге Ольги.