У меня плохая привычка — почти всегда опаздываю: на работу (до недавнего времени), на деловые встречи. Насколько я помню, первые опоздания начались еще в школе, на уроки в старших классах. Но они были непостоянные. Затем я поступила в институт. У меня два высших образования. В первом вузе я приходила вовремя. Во время учебы в другом опоздания на занятия участились и носили систематический характер.

Должна признаться, что учеба во втором вузе мне давалась с трудом. К поступлению меня сподвигла мама, обучение было платное. Мне было неинтересно там, отношения с одногруппниками не складывались (не со всеми), но выпускные экзамены я сдала хорошо, готовилась к ним усердно.

Сейчас работаю по специальности, трудовой стаж немаленький, набралась опыта. Каждый день общаюсь и работаю с большим количеством людей. Коллектив в целом хороший, со всеми коллегами у меня позитивные деловые отношения. С работой справляюсь, хотя нагрузки большие. Но сколько себя помню, на этой работе почти всегда опаздывала! Если и прихожу вовремя, то впритык.

Начальство все это спускало мне с рук до недавнего времени, пока не начались жалобы людей, которые ко мне приходят (а может быть, и коллег). Наша руководитель говорила жалобщикам: «Ну что, тогда уволить специалиста?» На что люди ей отвечали: «Ни в коем случае, мы довольны ее работой, только приходится дольше ждать ее, а мы ведь специально отпрашиваемся с работы».

Мне все это рассказала наша руководительница и предложила поменять график работы на крайне невыгодный для меня. В разговоре я признала свою проблему и сказала, что работаю над этим. График оставили прежним — до первой жалобы. Надо отдать должное руководителю, она разговаривала со мной вежливо. Сейчас я, конечно, себя веду более дисциплинированно и прихожу вовремя. Были моменты, я подстраховывала моих коллег, когда они задерживались, — у нас в целом взаимовыручка.

Как исправить мое искаженное восприятие времени?

Диана, 49 лет

Диана, здравствуйте! Похоже, ваши опоздания, как лакмусовая бумага, проявляют другие проблемы. Вы пишете, что при обучении в первом вузе были пунктуальны, а во втором начали систематически опаздывать. Вероятно, это связано со следующими факторами: инициатива была мамина, учеба давалась с трудом, да еще и отношения с одногруппниками складывались не самые лучшие.

Если вы проанализируете школьный период, наверняка и здесь найдете определенные причинно-следственные связи. Детский, подростковый и юношеский опыт — бэкграунд, на котором формируется ваше поведение в настоящем. Это то, что в психологии принято называть установками, или концепциями. Установка — состояние готовности действовать определенным образом в конкретной ситуации, которое базируется на прошлом опыте, своеобразная программа поведения.

Однако реальность развернулась к вам по-новому. Раньше вы могли опаздывать, а сейчас эта стратегия неэффективна

Вы оказались в революционной ситуации, в которой ощущаете: «как раньше не могу, а по-новому не умею». И смысл этого состояния — конфликт между «должна» и «хочу». Социум в лице руководителя и клиентов диктует: «Не опаздывай», а внутренние мотивы требуют: «Опоздай, для того чтобы...» Чтобы что?

На данный момент установки, определяющие вашу привычку опаздывать, равноценны вашему отношению к работе в целом. И выбрать что-то одно, отказываясь от другого, вы не можете. Важно прояснить для себя, что стратегия опозданий не помогает вам в жизни, есть более адаптивные стратегии для получения желаемого. Сейчас вы работаете, строите карьеру, а не прогуливаете пары в университете. И мама не придет, чтобы пожурить и направить вас.

Если принять эту мысль, то окажется, что жизнь-то ваша, и систематическими опозданиями вы приносите вред себе. Вы можете принять свою ответственность и не убегать в формулировку «искаженное восприятие времени», а разобраться с этим, найти толковые, нужные концепции и отказаться от неэффективных, заменив их новым, осмысленным опытом.

Я предлагаю ряд вопросов для того, чтобы несколько расширить ваш взгляд на проблему опозданий.

  • Каким человеком вы станете, когда опоздания останутся в прошлом?
  • В чем вы станете лучше, когда справитесь с этой ситуацией?
  • Чего вы ждете, когда опаздываете?
  • Какую потребность удовлетворяете?

Пунктуальность — это способность быть где-то к определенному времени, строгое соблюдение условленного времени. И, как любая другая способность, эта тоже подлежит тренировке. Удачи!