Медитация — это бесконечные возможности самокультивирования: всего 15 минут практики в день могут сделать человека более открытым, успешным, энергичным и — как результат — счастливым. Но практика медитации — достаточно «тонкое» занятие, в котором непросто найти ориентиры. «Правильно ли я медитирую? Медитирую ли я вообще, или просто сижу? Развиваю ли я свою практику или стою на месте?»
На семинарах по обучению медитации я всегда даю студентам инструменты обратной связи, чтобы у них была возможность понять, в нужном ли русле они занимаются или начинают поддаваться фантазиям, домыслам и «тараканам». Я практиковала медитацию с великими мастерами нашего времени по всему миру, и у меня сформировалось представление о том, как отличить развивающую медитативную практику от неадекватной зауми, уводящей в дебри.
1. Все понятно (более-менее). Медитация — не самое понятное занятие в мире. И адекватное обучение ей предполагает разъяснение техники. Как в любом упражнении, в медитации есть этапы развития, шаги: делай раз, делай два. И система обратной связи: как на первых порах понять, что ты делаешь правильно, а что нет. Если вы не понимаете, что именно и как делать, задавайте вопросы!
Если вы попали на занятия, где вокруг учителя творятся какие-то странные ритуалы, стоит отнестись к этому с осторожностью
Вы должны понять цель своих действий, технику и правила игры. Ответы типа «просто посмотрите вглубь себя и вы увидите…» не засчитываются, потому что, если закрыть глаза и смотреть вглубь себя, то (простите за очевидность!) будет темно. Медитация — это максимальное приближение к тому, что можно назвать здравым смыслом. Поэтому терять его на первых же порах обучения — слишком нелогично.
2. Нет поклонения учителю. В восточной традиции мастер — это человек, которому оказываются определенные знаки уважения, принятые в этой культуре. Например, в некоторых восточных странах принято кланяться при встрече, и учителю поклон будет чуть ниже — как старшему. В западной культуре нет ритуальных поклонов. Поэтому и учителя медитации здесь приветствуют так же, как любого другого человека — здороваются, пожимают руку.
Искусственно навязанные ритуалы, как будто учитель медитации — некое высшее существо, будут подозрительным фактором. В Китае слово «мастер» означает «человек, который хорошо делает свою работу». В таком понимании каждый из нас в чем-то мастер. И никакого поклонения это не подразумевает. Поэтому, если вы попали на занятия, где вокруг учителя творятся какие-то странные ритуалы, стоит отнестись к этому с осторожностью.
3. Учитель не всесилен. Определенные практики медитации могут развивать у человека повышенную чувствительность: например, некоторые мастера медитации могут дистанционно диагностировать болезни (кстати, и хороший врач по внешнему виду пациента тоже может сказать немало). Однако если в сообществе доминирует идея о всесилии и всезнании мастера, знайте, это не так! А уж если мастер поддерживает в своих последователях эту идею, от него точно надо бежать как можно быстрее.
Даже самый лучший врач в мире не будет лечить первого встречного. Он человек: у него есть работа, где он лечит, а есть время для себя, для общения и для семьи. И мастер медитации — такой же человек. Если его попросить, он при желании может продиагностировать и что-то порекомендовать. Но просто смотреть на людей и «знать все обо всех» — это утопия из фантастических фильмов.
4. Есть стремление к социальному успеху. Медитация — это один из инструментов реализации своих целей. Если монах, уйдя в горы, поставил себе целью просветление и бессмертие, он будет идти к этой цели с помощью медитации (более или менее успешно). Мы же живем в миру: создаем семьи, хотим быть хорошими родителями, заводить друзей, строить карьеру, зарабатывать деньги. И медитация может быть отличным инструментом в реализации этих целей: она проясняет задачи и методы их решения, балансирует и помогает уверенно двигаться вперед к личному успеху.
Ищите семинары со ступенчатым развитием, тогда медитация станет азартной, интересной, по-настоящему развивающей практикой
Медитация не должна уводить от мира, замыкать в узком круге единомышленников. Наоборот, она должна помогать реализовываться в социуме. Человек становится более активным, целеустремленным и открытым. Если же вы чувствуете, что этого не происходит, значит, с такой «медитацией» надо что-то делать.
5. Есть цели, сроки их реализации и развитие. Например, в даосский медитации Шен Джен Гонг все расписано по месяцам: если ты практикуешь каждый день по 15 минут в течение 4 месяцев, ты получаешь определенные результаты и можешь переходить к следующей ступени. Потом — еще 6 месяцев, и снова свериться с результатами.
Практики медитации подразумевают постоянное развитие. Однажды «познать» медитацию и законсервироваться в этом знании — все равно что освоить одну программу и увериться в том, что теперь ты всесилен во владении компьютером. Ищите семинары, которые подразумевают ступенчатое развитие, тогда медитация станет не только полезной, но и азартной, интересной, по-настоящему развивающей практикой.