@katyaspivak  | Источник: Соцсети

@katyaspivak 

Фото

Соцсети

@elen_plat  | Источник: Соцсети

@elen_plat 

Фото

Соцсети

Балет «Щелкунчик» — один из самых желанных новогодних подарков для россиян. Билеты на декабрьские постановки разлетаются за секунды, несмотря на высокую стоимость, порой сопоставимую со средней месячной зарплатой по стране. И чем ближе к 31 декабря, тем сложнее попасть на представление.

Неудивительно, что поход в театр превращается в знаменательное событие, к которому тщательно готовятся, подбирая наряды, делая макияж и прическу

И если в любое другое время залы заполняются в основном театралами, для которых собственный внешний вид вторичен по отношению к происходящему на сцене, то перед Новым годом — зрителями, для которых выглядеть красиво не менее, а порой и более важно, чем наслаждаться балетом.

За что все осуждают девушек, пришедших на «Щелкунчика» перед Новым годом

Накануне Нового года пользователи соцсетей — преимущественно девушки — начали массово делиться фотографиями из театров. Так, Threads (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) буквально заполонили однотипные посты о походе на «Щелкунчик» в Большой, Мариинский и другие театры.

1/15

@elisavet_a

Фото:

Соцсети

Неуместные наряды и позирование

Вместо комплиментов многие получили замечания — как за неуместный выбор наряда, так и за откровенные позы. Некоторые еще и нарушали правила театра — например, сидели на перилах ложи или балкона. Комментаторы не стеснялись в выражениях, сравнивая девушек с «эскортницами», «куртизанками» и «стриптизершами»:

  • «Когда уже в Большом дресс-код введут? Люди пришли послушать музыку любимого Чайковского, посмотреть балет, а эти полуголые гопницы толпами фоткаются. Я понимаю, что вы в Большой в первый и в последний раз и пришли, чтобы потом фотки в выложить, но как вы все достали»;

  • «Партер полон состоятельных мужчин. Ложи — куртизанок. Все как в произведениях классиков»;

  • «Кто-то мне объяснит, почему в Венской опере девушки и женщины надевают платье — коктейльное, вечернее — или элегантный костюм, делают аккуратную укладку и макияж. А в Мариинке сейчас публика, как будто девушка пришла рекламировать танцы гоу-гоу и легкодоступное поведение»;

  • «Такое ощущение, что на „Щелкунчик“ пришли девушки, никогда раньше не бывавшие на балете или вообще в театре. Потому что с дресс-кодом беда»;

  • «Люди совсем забыли про уместность. „Щелкунчик“ — это очень тонкое и душевное произведение (и если кто забыл, то вообще детская сказка). Про театр, в котором он проходит, я просто молчу, место с великой историей. Почему такое неуважение к культуре? Зачем одеваться как на трассу? Это не показ мод. Где элегантные наряды, которые бы соответствовали месту? Где базовые понимания этикета

Фото- и видеосъемка

Критике подвергся и факт фото- и видеосъемки постановки, которые также выкладывали девушки. «Ладно, бог с тем, что вы одеты в ночнушку в театре и сели на фото туда, куда свою пятую точку нельзя помещать, но вы разве не знаете, что в театре запрещено снимать видео постановки? Мариинский театр, к сожалению, превращается к Новому году в бал эскортниц», — написала одна из комментаторок.

Отсутствие интереса к балету

Пользователи сокрушались и из-за того, что девушки, вместо того чтобы приобщиться к прекрасному, пришли на балет, потому что это «модно»:

  • «Дело не в снобизме. Понятно, что для людей, впервые посетивших балет, — это впечатление. Другое дело, что массово ходят только на „Щелкунчики“, как будто других балетов больше нет в течение года. И весь декабрь соцсети завалены под копирку: балкон, платьишко, „Щелкунчик“. Не знают ни составов, не имени дирижера, хореографа и даже солистов. Это просто „престижно и красиво“. Это как на горнолыжку поехать ради фоточек, при этом даже не умея на лыжах кататься. „Вот я в Куршевеле“»;

  • «Вся беда в том, что этим людям балет не нужен совсем. Просто модно, просто себя показать, чтобы все увидели, что они там были. И как они думают, позавидовали. Жаль их»;

  • «Раньше люди приходили, знали имена артистов, действительно наслаждались представлением. Сейчас же контингент, как в борделе, прости Господи, приходят пофоткаться с люстрами и выложить в соцсети. Как солистов-то хоть зовут, знаете?»

«Мне вот интересно, как такие дамы вообще доходят до театра? Как у них возникает сама идея похода на балет? Думаю, копать глубоко не стоит: причина в популяризации балета и театров в соцсетях, а точнее в популяризации „Щелкунчика“ (ведь такой ажиотаж голых тел и откровенных поз в обычный сезон — не сильно активный) и участии очень известных в СМИ артистов в спектаклях», — комментировала ранее похожий кейс журналистка и автор Telegram-канала «Привет, это балет» Анастасия Меняйлова.

Кто из известных людей стал жертвой Щелкунчик-гейта

Под раздачу попала и телеведущая «России 24» Мария Григорьева, которая 8 декабря посетила балет «Дочь фараона» в Большом театре.

Девушка сфотографировалась лежащей на бортике одной из лож в полупрозрачном черном платье. Ее поведение раскритиковали даже артистки Большого театра Анастасия Винокур и Вера Борисенкова: «У нас в женском коллективе переполох. Второй день мы осбуждаем нормы дозволенного и границы приличия».

А народный артист России и ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе и вовсе пристыдил телеведущую за неподобающее поведение: «Хотя бы обязали ее мыть пол две недели в театре за подобное поведение в храме искусств». После скандала Григорьева удалила провокационный снимок и закрыла комментарии к публикации, впрочем оставив другие кадры из театра.

@mgrigorieva_tv | Источник: Соцсети

@mgrigorieva_tv

Фото

Соцсети

@mgrigorieva_tv | Источник: Соцсети

@mgrigorieva_tv

Фото

Соцсети

Кто выступил в защиту девушек

Ряд пользователей встал на сторону девушек, уличив критиков в зависти. По их мнению, зрители имеют право приходить в любой одежде, ведь, как говорят сами комментаторы, в театре важно не то, во что ты одет, а сам спектакль:

  • «А почему так нельзя ходить в театр? Человек постарался, в таком образе она себе нравится, да и мне нравится. Вот я заезжала в Москву ненадолго и очень захотелось в театр. Я вообще в костюме типа спортивного пошла, ну зато такой спектакль был отменный. Правильно, что сходила в чем было»;

  • «Я смотрю на комментарии и не понимаю: все девушки очень красивые. В чем проблема? Они купили билеты, шикарно оделись и пошли наслаждаться. По-моему, все комментарии пишут женщины, глубоко в себе не уверенные, которые „хотели бы так же, но не могут“»;

  • «Смотрю все эти желчные комментарии касательно красивых нарядных девушек в Большом театре и ничего не понимаю. Две недели назад я купила себе и маме билеты на „Щелкунчик“ в этот самый Большой театр за 100 тысяч рублей (оба). Да я в этот день надену просто самую лучшую одежду, сделаю шикарную укладку и макияж и наделаю триллион фото. Потому что да, для меня это праздник, для меня это определенный жизненный рубеж, когда я могу взять и потрать такую сумму на поход в театр».

Какие мемы породил тренд в эпоху ИИ

Тредчане подхватили тренд и принялись генерировать фотографии с помощью нейросетей, соревнуясь друг с другом в создании самого вызывающего наряда для театра. Сопровождали публикации они текстом о том, как рады, что якобы сумели попасть на предновогодние показы «Щелкунчика».

@prosto.pesnya_ | Источник: Соцсети

@prosto.pesnya_

Фото

Соцсети

@arturbikbaev | Источник: Соцсети

@arturbikbaev

Фото

Соцсети

@ivn033 | Источник: Соцсети

@ivn033

Фото

Соцсети

@pacificdreamgirl | Источник: Соцсети

@pacificdreamgirl

Фото

Соцсети

@mika.kh | Источник: Соцсети

@mika.kh

Фото

Соцсети

@milanyary88 | Источник: Соцсети

@milanyary88

Фото

Соцсети

@dmitrykrikun | Источник: Соцсети

@dmitrykrikun

Фото

Соцсети

@milanyary88 | Источник: Соцсети

@milanyary88

Фото

Соцсети

@milanyary88 | Источник: Соцсети

@milanyary88

Фото

Соцсети

@syntheticvision_ai | Источник: Соцсети

@syntheticvision_ai

Фото

Соцсети

Как допустимо одеваться в театр

Обсуждение театрального дресс-кода так завирусилось, что юзеры начали делиться своими фотографиями из театров, показывая на личном примере, что нарядно можно выглядеть и в закрытой одежде.

1/15

@i_kris.tina

Фото:

Соцсети

Екатерина Коновалова

Основатель и дизайнер бренда 4Forms

Какие наряды лучше надевать с точки зрения театрального этикета

Театр — это не строгий дресс-код, а пространство уважения: к сцене, артистам и другим зрителям. Исторически театр всегда был местом выхода «в свет», но этот выход подразумевал не демонстрацию тела, а культуру образа.

Уместны лаконичные, собранные силуэты, которые подчеркивают фигуру, но не перетягивают внимание на себя. Платья, костюмы, жакеты, элегантные комплекты — все, что выглядит продуманно и завершенно.

Цвета могут быть разными: от черного и глубоких оттенков до светлых и акцентных, но без излишней демонстративности

Степень оголения — ключевой момент. Театр предполагает чувственность, а не откровенность. Открытая спина и даже декольте допустимы, если это не становится главным смыслом образа. Есть простое правило баланса: если открыт верх — длина должна быть сдержанной; если платье мини — верх закрытый и архитектурный. Не стоит открывать все сразу.

Хочется платье покороче — пожалуйста: наденьте платье с четкой конструкцией: плотная ткань, выверенный крой, акцент на линии плеч и талии, минималистичный вырез и аккуратная длина которая не облегает — такой образ может быть уместен в театре. Он остается женственным и выразительным, но не нарушает границу между элегантностью и демонстрацией

Что категорически недопустимо в театре

Категорически недопустимо — равнодушие к контексту. Не сама вещь плоха, а отсутствие понимания, куда и зачем ты пришел. Да, в театр можно прийти не в «голом» платье — но и просто в джинсах, без образа и идеи, это тоже не совсем уместно. Речь не о строгих правилах, а об уважении к месту и событию.

Важно понимать: не запрещены сами джинсы — запрещена случайность. Повседневные джинсы, дополненные футболкой или худи, действительно выбиваются из контекста.

Но если они становятся частью продуманного образа, все меняется

Например, верх собранный и акцентный: корсет, приталенная блуза, жакет с характером; есть четкая линия талии или плеч; добавлены детали — бант, драпировка, красивый вырез, фактура ткани — так, образ выглядит «выходным», а не повседневным.

Поэтому в этом смысле джинсы будут гораздо уместнее, чем «голое» платье, где основной акцент — на демонстрацию тела. Когда наряд становится главным событием вечера и отвлекает от происходящего на сцене, это воспринимается как нарушение негласного этикета.

Готовы ли вы к празднованию Нового года?
1/10
Как меняется ваше настроение с приближением новогодних праздников?
Вы их не любите: если бы вы могли выбирать, вы бы уехали куда-нибудь подальше на все каникулы
Предновогодняя пора заставляет вас немного грустить: эмоции уже не те, что были в детстве
Вы любите Новый год, даже если вам придется все организовывать самим

Почему россиян так раздражают откровенные наряды в театре

Психолог-консультант, кризисный психолог

Конечно, зависть и мизогинию полностью исключать нельзя, но я не думаю, что именно они являются основными мотивами критики. Театральный этикет все-таки существует, и, как любые правила, помогает определенному месту выполнять свою функцию. Театральное пространство создано для того, чтобы люди пришли, сели в зрительный зал и смотрели на сцену, потому что самое красивое происходит именно там.

Кроме того, сам театр почти всегда богато украшен: в любом городе главный театр — это нарядное здание с богатым убранством. Театральный этикет предполагает, что гости относятся к этому месту с уважением и приходят действительно за тем, ради чего он существует, — посмотреть спектакль и насладиться искусством.

И это не предполагает, что люди приходят полураздетыми. Это не пляж, здесь нет солнца, нет бассейна — нет никаких условий, которые подразумевали бы, что нужно как-то специально оголяться. Поэтому находиться в театре полуголым, с выпадающей грудью или открытыми ягодицами, крайне странно.

Это можно считать проявлением неуважения: я прихожу в это пространство и считаю, что моя телесная красота важнее того, что здесь происходит. Тогда возникает вопрос — зачем вы вообще сюда пришли, если существует множество других мест, где можно откровенно демонстрировать себя, и это будет уместно, ожидаемо и даже вызовет восхищение?

Театр, опера, балет — это всегда история, где зритель находится в подчиненной позиции: он наблюдает за сценой, за артистами, либо восхищается самим пространством

Учитывая, что театральный костюм может быть целым искусством, простое оголение выглядят как пошлость. Как будто человек не понял, как ему выделиться, как блеснуть среди театральной публики. При этом вовсе не обязательно надевать закрытое платье — существуют решения, которые не конфликтуют с эстетикой театра, а наоборот, становятся ее продолжением.

Любое изящное платье может сделать девушку невероятно красивой — и она соберет исключительно восхищенные взгляды. А одежда, связанная с оголением, не соответствует месту собрания. Так нельзя не потому, что это «запрещено», а потому что это выглядит несуразно и вызывает отторжение. Каждый, кто приходит в театр, выражает свою идею. И женщина, которая одевается вызывающе, как будто бы бросает вызов окружающим.

Неуместный наряд воспринимается как оскорбление, как нечто выбивающееся из общего настроя и потому непонятное. Никто особенно не размышляет о мотивах этой девушки — почему она так нарядилась. Это просто портит праздник. Возникает не злость, а скорее огорчение, брезгливость, неприятие. Хочется, чтобы это исчезло из поля зрения.

Екатерина Коновалова

Основатель и дизайнер бренда 4Forms

Конечно, с какой-то стороны, нельзя отрицать социальное напряжение. Сегодня женское тело по-прежнему вызывает бурную реакцию — особенно если оно проявлено сильно ярко. Но театр для многих остается пространством определенной сакральности, и слишком откровенные образы воспринимаются как вторжение в эту зону.

Когда внешний вид зрителя становится слишком демонстративным или откровенным, он может восприниматься как нарушение негласного договора о взаимном уважении внутри этого пространства.

Поэтому здесь реакция общества связана не с завистью, а с ощущением несоответствия ситуации

Люди приходят в театр за переживанием истории и эмоций, а чрезмерно откровенные наряды смещают акцент с происходящего на сцене на внешний вид в зале. Это вызывает раздражение и ощущение, что нарушена культурная дистанция между зрителем и искусством.

Важно понимать: речь не о запрете на женственность или сексуальность, а об уместности. Театр допускает красоту, выразительность, элегантность — но в форме, которая подчеркивает уважение к месту и событию. Именно отсутствие этого баланса и стало причиной общественной реакции.