Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы
Shutterstock/Fotodom.ru

Аксиальный спондилоартрит (или болезнь Бехтерева) — это воспалительное заболевание, в которое вовлечен в первую очередь позвоночник, а также некоторые другие структуры осевого скелета — в частности, плечевые и тазобедренные суставы. Болезнь Бехтерева отличается от всех остальных артритов тем, что при ней обязательно поражаются крестцово-подвздошные суставы. При этом довольно часто они и позвоночник анкилозируются — то есть происходит сращение позвонков, костей.

Распространенность анкилозирующего спондилита составляет 0,1–1%. Цифра не слишком большая, поэтому о болезни мало кто осведомлен. Однако реальная заболеваемость может быть много выше, так как большинство пациентов длительно неосознанно игнорируют первые симптомы болезни Бехтерева и объясняют их неудобной позой во сне, усталостью или длительным нахождением за компьютером, наличием грыж или протрузий межпозвонковых дисков.

Почему же так часто аксиальный спондилоартрит диагностируют поздно? Первые боли в спине при болезни Бехтерева обычно начинаются у молодых людей, а они загружены работой, заняты семьей и хобби, по врачам ходить не любят или не успевают. К тому же боль в начале болезни носит довольно слабый ноющий характер, нарастает постепенно, то есть совсем не так, как бывает при дегенеративных болезнях, когда, подняв чемодан, ты чувствуешь сильную боль в спине и сразу бежишь к врачу.

В случае с аксиальным спондилоартритом боль проявляется в основном утром: она либо будит тебя, либо ты с ней просыпаешься

Поначалу она быстро проходит от движения или от приема обезболивающих препаратов, и, если тебе 25 лет и ты должен бежать на работу, скованность, которую можно устранить, чуть размявшись, не заставит тебя искать ее причину и лечиться.

И только когда через год или два эта боль станет круглосуточной, начнет серьезно тревожить каждый день, перестанет проходить при движении — человек обратит на нее внимание. К тому же у этой боли есть еще одна черта: боль воспалительная, следовательно, легко проходит от противовоспалительных препаратов. Они продаются без рецептов, ими часто пользуются без посещения врача, что также влияет на сроки постановки диагноза.

Обращаются к специалисту лишь тогда, когда есть другие признаки: например, случился артрит, сустав припух и мешает ходить — такое бывает у четверти пациентов. Или если пропадает зрение из-за воспаления тканей глаза (увеита) — пациент бежит к офтальмологу, а тот, если увидит и другие симптомы, направит его к ревматологу. В подобных случаях диагноз может быть поставлен в первые два года после старта болей, но чаще всего время диагностики болезни увеличивается до 5-7 лет.

Между тем чем раньше начато лечение, тем меньше последствия: мы не видим анкилозов, деформации осанки, повреждения суставов, требующих хирургического вмешательства и протезирования у рано обратившихся пациентов. Именно поэтому представляется важным донести до общественности информацию о болезни Бехтерева, которая позволит вновь заболевшим людям заподозрить у себя болезнь и своевременно прийти к ревматологу.

Например, совсем недавно в Москве прошла социальная инициатива «Дело не в постели» — в ТЦ «Авиапарк» была установлена инсталляция в виде вертикальной кровати с монстром, который олицетворяет боль в спине, и информацией о заболевании. Такие мероприятия помогают повышать осведомленность и призывают внимательно относиться к своему здоровью и самочувствию, не игнорируя первые симптомы.

Нужно помнить, что это болезнь Бехтерева — это болезнь молодых, которая, как правило, развивается до 45 лет. Но если диагноз поставлен вовремя, то пациенты живут, сохраняя здоровье, и до 80, и до 90 лет. И встретив наших пациентов на улице, вы не сможете увидеть каких-либо патологических отличий человека с болезнью Бехтерева от любого другого. В XXI веке разработаны и постоянно совершенствуются инновационные препараты и немедикаментозные способы лечения, которые позволяют предотвратить прогрессирование болезни и избежать связанных с ней ограничений в личной и трудовой жизни. Своевременная диагностика болезни Бехтерева — это залог достижения ремиссии болезни у подавляющего числа заболевших.

Инна Гайдукова

Профессор, д.м.н., профессор кафедры терапии и ревматологии им. Э. Э. Эйхвальда ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России.