Будни официанта: каковы они на самом деле
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Гости думают, что имеют право общаться с нами на „ты“, задавать личные вопросы и приставать»

Дарья Федорова, 22 года, официант

Я работаю в сфере гостеприимства более пяти лет на разных позициях. Физические сложности — это, конечно, одна из самых важных черт нашей профессии. После тяжелой смены самое большое удовольствие — прийти домой, лечь и поднять ноги вверх, закинуть их на стену. Коллеги постарше уже мучаются от варикоза, пользуются специальной мазью или компрессионными носками. Мне повезло, я долгое время увлекалась фехтованием. Поэтому нагрузка на ноги, руки и спину для меня была не новой.

И все-таки ты находишься 12 часов в движении, в зависимости от заведения официанты проходят по 15-20 км в день! Лестницы, подъемы, сложные выступы… Все это сопровождается тем, что я работаю часто с посудой, которая весит не так уж мало. Если неправильно распределять нагрузку и не отдыхать, то это может пагубно сказаться на здоровье. 

На работу я прихожу в 10:30 — за полтора часа до открытия ресторана. Начинаем подготавливать зал к приходу гостей. Протираем все поверхности, подравниваем мебель, проверяем чистоту посуды, бокалов. Затем идет сервировка. Работая официантом, часто можно порезаться или обжечься. Поэтому с собой у нас всегда есть перекись водорода, бинты, средства от ожогов.

Чтобы запомнить меню, я постоянно тренирую память: решаю сканворды, ем орехи. Умственное напряжение весьма серьезное.

Иногда мне снится работа, потому что мозг еще не успел переключиться на новую информацию о том, что рабочий день окончен, и можно спокойно отдохнуть

Часто бывает так, что я забываю какое-то блюдо в заказе, возможно, гости даже не обратят на это внимание, а я, придя домой, во сне увижу этот момент. 

Бывают и конфликтные ситуации. В первую очередь хамство. Также есть некая непрестижность нашей профессии. Считается, что это какая-то временная подработка, гости часто думают, что имеют право общаться с нами на «ты», — могут задавать личные вопросы, к девушкам пристают. В хорошем заведении такое, конечно, непозволительно, и в целом это регулирует охрана и менеджеры.

У меня есть гости, которые приходят и рассказывают о том, что происходит в их жизни. Даже несмотря на мой юный возраст, спрашивают совета, им становится от этого легче. В общем, множество информации пропускаю через себя.

Профессия действительно очень тяжелая. Но это суперинтересно. У нас крутая команда, мы практически как семья. И это затягивает. Заканчивая свою смену, я всегда ухожу с хорошим настроением и с удовольствием иду с утра на работу. Несмотря ни на что.

ЧТО СОВЕТУЮТ ВРАЧИ?

Николай Пустовойченко, ортопед, травматолог

Если говорить о работе официанта, я отдал бы выбор мягким амортизирующим кроссовкам по типу беговых. Потому что на ногах нужно находиться много, основная нагрузка будет на стопу. И ничего удивительного, если неподготовленный человек будет испытывать боль в стопах, даже не имея никакого диагноза. Так что если дресс-код позволяет надевать кроссовки, то, конечно же, стоит это сделать. Если все-таки требуется для девушки-официанта какой-то более женственный, более строгий или классический вид, то это должен быть каблук, но не выше 6 см. А вообще, любая обувь для подобной работы требует ношения ортопедической стельки.

Павел Буков, психотерапевт

Есть много упражнений для мгновенного расслабления после конфликтной ситуации. Самое простое — сделать три глубоких вдоха прямо из живота, представляя, что они доходят до макушки. И выдохнуть напряжение, как какое-то цветное облачко. Через рот, через нос, представить, что это облачко рассеивается и уходит. Сделать так три-четыре раза, пока не почувствуется тепло в груди.

Второй хороший способ — взгляд со стороны. Быстро, в течение нескольких секунд, прокрутить фильм, где увидеть себя: как пришел гость, к нему подошли вы, быстро и правильно его обслужили, принесли еду. То есть посмотреть со стороны и сказать — официант сработал хорошо, но гость был не в духе. Такие вот экспресс-методы приведения себя в порядок, которые можно использовать прямо на рабочем месте.

Анна Черепенина, невролог

Официанты ко мне обращаются довольно часто. Как правило, их беспокоят болевые синдромы, головные боли, боли в спине и, естественно, жалобы на стресс. Я рекомендую им во время работы взять несколько небольших перерывов, сделать простые упражнения для снятия напряжения с мышц — тем самым предотвратить развитие болевых синдромов.

Анна Юрьева, гастроэнтеролог 

Главное — долго не голодать! Чем можно перекусить, работая официантом? Яблоко — не очень хороший вариант на голодный желудок, потому что там достаточно много фруктовых кислот, которые в свою очередь раздражают слизистую, могут усиливать кислотный рефлекс. Банан, казалось бы, хорошо и сытно. Но если банан не подкрепите каким-то другим приемом пищи, то банан — это сильная желчегонная еда. Сдобная булка камнем ляжет и тяжело будет перевариваться. А вот если подсушенные хлебцы с котлетой, с овощами, то почему нет. Батончики злаковые, допустим, протеиновые батончики — хороший перекус, потому что содержат растительную клетчатку и необходимый состав глюкозы.