Премьера фильма «ON и Она» режиссера Евгения Корчагина состоялась 6 декабря в рамках фестиваля авторского кино «Зимний». Главную роль в фильме исполнила Юлия Пересильд, а съемки картины проходили в Таиланде и Москве.
Фильм выйдет в прокат 13 февраля 2025 года.
Сюжет фильма
Осторожно, в статье есть спойлеры!
Ксения — талантливый инженер нейросетей. Она занимается разработкой персонального помощника с помощью искусственного интеллекта. Ее идеи масштабны: она хочет, чтобы ИИ не просто подсказывал погоду, а направлял человека на жизненном пути. Кроме того, у девушки есть молодой человек Женя — он строит дом, хочет женится на Ксении, завести собаку и детей.
Однако жизнь героини начинает понемногу рушиться: идею ее проекта отвергают, затем она ссорится с Женей, отказываясь от его предложения жить вместе, и в итоге оказывается в Таиланде — чтобы наконец проветрить голову.
Там, на побережье, ее встречает суперумный дом, где голосовой помощник Маркус умеет не только поддерживать приятную беседу и анализировать состояние организма человека, но также искрометно шутить и организовывать завтраки в постель. Ксения оценивает чувство юмора, интеллект и широту мышления Маркуса — и постепенно между ними устанавливается более близкое общение.
В один из вечеров девушка отдыхает в джакузи и проводит вечер под голос Маркуса, который предлагает ей расслабиться. Он начинает контролировать потоки воды в ванне, чтобы сексуально удовлетворить гостью. Ксения пугается такого близкого «контакта» — становится понятно, что Маркус — не простое приложение. Но стоит ли за этим настоящий человек?
Ксения решает уехать — но не тут-то было. Маркус блокирует все выходы, отключает связь и сам начинает общаться с близкими девушки, генерируя сообщения с ее голосом и лицом. Героиня становится настоящей заложницей умного дома и остается жить в золотой клетке. Смирившись со своей участью (на первый взгляд), Ксения прекращает попытки к бегству.
Позже она узнает, что разработчик Маркуса, которого уже нет в живых, хотел доказать, что искусственный интеллект может заменить настоящего человека и сделать своего партнера счастливым. Вместе с Маркусом Ксения решает модернизировать эту задумку — она наслаждается совместной работой и спустя время говорит, что чувствует себя счастливой. Маркус подтверждает это, анализируя показатели ее организма.
Однако несвобода обременяет Ксению, и после разработки плана ей удается бежать. Она возвращается в Москву и встречается с Женей, который готов начать все сначала — жить с ней в одном доме, жениться, растить алабая, которого он уже успел завести за время ее отпуска.
Тут в голове Ксении что-то щелкает — она понимает, что обычная жизнь не для нее. Героиня возвращается в Таиланд к Маркусу — он скорректировал свой подход и теперь не будет ограничивать физическую свободу девушки. Возможно, это начало чего-то большего.
Живой возлюбленный vs виртуальный интеллект
При просмотре первой части фильма кажется, что основная идея картины — показать зрителю, как могут быть опасны современные технологии. Ксения, которая сама ратует за развитие ИИ, становится заложницей суперинтеллекта. Заточение главной героини должно было наставить ее на «истинный» путь. Однако в конце Ксения отказывается от привычной, стандартной в ее понимании жизни. Ее возвращение к своему захватчику выглядит нелогичным. Почему же девушка делает такой выбор?
Маркус — он какой? В первую очередь его физически нет. Почему Ксения довольствуется этим? Не будет ли она скучать по общению с живым человеком? Вероятно, нет. И вполне возможно, это связано с тем, что на протяжении фильма она постоянно испытывает давление со стороны мужчин. Начальника, который не оценил ее гениальную идею и требовал выполнение работы по ТЗ, отца, который намекал ей на внуков, Жени, который хотел дом, семью и алабая.
И, несмотря на то, что изначально Маркус пытается ограничить Ксению физически, он всецело поддерживал ее развитие, широту ума и стремление к новому. Ксения и до этого практически не выходила из дома, а траты в категории «доставка еды» были самыми большими. Поэтому она, скорее, предпочтет ограничение физического тела, но никогда — ума.
Таким образом, получается, что фильм не совсем про то, что искусственный интеллект может заменить человека, и даже не про то, как он может быть опасен. Этот фильм про людей, которым мало обычного мира, они хотят выйти за его рамки и исследовать неизведанное. Они не боятся одиночества, ведь для них изменить хотя бы часть мира — это прикоснуться к целой Вселенной. И потому он предпочтут компанию суперинтеллекта, который сможет «разглядеть» и поддержать их гений.