Чем же блондинки нас так интригуют?

Сегодня лишь одна женщина из двадцати может по праву считать себя натуральной блондинкой. И каждая четвертая окрашивает волосы, чтобы выглядеть таковой. Светлый цвет волос остается знаком отличия. Неважно, натуральный ли он, искусное ли это мелирование или радикальное осветление, — он помогает женщине в ее стремлении быть замеченной и желанной. Что заставляет неизменно выделять блондинок из толпы? Откуда берутся мифы об их неотразимости и почему так популярны анекдоты про них?

Цвет волос или черта характера?

«От природы я шатенка, но с самой юности всегда осветляла волосы, — признается 34-летняя Алла. — В течение многих лет никто — ни муж, ни знакомые — никогда не видел меня в ином образе. Как-то я решила вернуться к своему природному тону и покрасила волосы. Это был настоящий кошмар! Мне казалось, что на меня надели шапку-невидимку: весь поток внимания, который был для меня настолько привычен, что я его даже не замечала, внезапно прекратился. В метро, на улице, в магазине мужчины реагировали так, будто меня и нет. А супруг и подруга уверяли, что новый цвет мне очень идет… Я выдержала ровно три дня. И снова стала блондинкой».

Встречается и другой опыт. «У меня темные волосы, и я никогда не чувствовала себя обделенной мужским вниманием, — рассказывает 29-летняя Елена. — К тому же мой бойфренд уверял меня, что блондинки ему не нравятся, иронизировал на эту тему. И вот однажды я решила поменять имидж — подстриглась и осветлила волосы. Думаю, сделаю сюрприз, посмотрим, как отреагирует. Встретил он меня из парикмахерской и — каково же было мое изумление — не заметил, что я поменяла цвет. Буквально с черного на белый!»

Идея об особой притягательности блондинок засела в голове у женщин, а не у мужчин, считает Алина, 30-летняя натуральная блондинка: «Одержимые этой идеей, женщины, превращаясь в блондинок, начинают казаться более привлекательными самим себе. И ведут себя соответственно — более кокетливо, более раскованно, уверенные в своей неотразимости. Я считаю, мужчины реагируют именно на эту манеру держать себя, а не на сам цвет волос».

Блондинки в истории и культуре

Самой первой мифической блондинкой стала богиня любви Афродита: по верованиям древних греков, она была золотоволосой. В Средние века светлые волосы считались атрибутом соблазненной Евы — именно вследствие ее непростительного легкомыслия (чтобы не сказать глупости) люди были изгнаны из рая. К тому же по традиции волосы осветляли только женщины, торгующие своим телом (и в их числе Мария Магдалина).

Склонные к пороку, легкомысленные, недалекие и корыстные и одновременно притягательные, нежные, наивные, чувствительные и соблазнительные — именно этот образ блондинок тиражируется кинематографом с самого начала прошлого века. Лилиан Гиш, Джин Харлоу, Мэй Уэст, Грейс Келли несли с экранов образы гламура и сексапильности. Воплощение всеобщих грез Мэрилин Монро создавала образы очаровательных дурочек или женщин, нуждающихся в защите. Именно этот цвет волос — платиновый блонд — будут пытаться воспроизвести тысячи женщин.

Самая маленькая блондинка — кукла Барби, любимая игрушка нескольких поколений девочек, — похоже, с детства формирует у них желание быть светловолосой.

Чем же блондинки нас так интригуют?

Какие ассоциации вызывает блондинка?

«Беседуя с разными людьми, я убедилась в том, что «блондинка» — довольно устойчивый образ, нагруженный определенным смыслом, — констатирует аналитический психотерапевт Юлия Жемчужникова. — Парадоксальность его состоит в том, что плодятся нелицеприятные анекдоты и шутки о нем и одновременно все больше женщин желают его, примеряют на себя этот образ.

Я провела небольшой опрос: попросила собеседников назвать ассоциации со словом «блондинка». Оказалось, что у мужчин на первом месте чаще были черты внешности («красивая», «смазливая», «привлекательная», «высокая», «длинноногая»), а у женщин — характеристики ума («недалекость», «глупость», «авария», «неумная», «наивная», «дурочка» — все атрибуты низкого уровня интеллекта). Молодые девушки и парни мыслят в категориях имиджа: блондинки для них — это каблуки, розовое, стразы, различные виды популярных торговых марок».

Как сложился этот яркий стереотип и где его корни?

«Блондинка» (от фр. blonde) буквально означает «светлая», — объясняет юнгианский аналитик Лев Хегай. — Эволюционная психология сообщает нам, что более светлой кожа женщины бывает в период овуляции, то есть так она говорит о ее репродуктивной готовности. Природой определено, что мужчины любых рас возбуждаются при виде более светлых женщин. Поэтому блондинки запускают их инстинктивные реакции и кажутся сексуально привлекательными.

С другой стороны, на семантическом и архетипическом уровне «светлый» отсылает нас к понятиям «хороший», «добрый», «возвышенный» — в противовес «темному» как злому, плохому, негативному, низменному. Светловолосые воплощают и идеал женщины в духовном смысле, запуская мужские романтические фантазии».

Ангел и куртизанка, эрос и невинность — две противоположности, которые сочетает в себе образ блондинки. Это ли делает ее неотразимой?

Какие женщины больше нравятся мужчинам?

Исследование, проведенное профессором психологии Питером Эйтоном из Лондонского университета, показало, что на самом деле многие мужчины предпочитают брюнеток. 1500 участникам исследования показали три фотографии одной и той же женщины в образах блондинки, брюнетки и рыжей, и 51% из них заявили, что более всего их привлекла брюнетка.

По мнению профессора Эйтона, это означает, что мужчины сегодня ищут партнершу, которую они ощущали бы равной себе. Тогда как в прошлом мужчины стремились утвердить свою роль защитников хрупких, беспомощных (светловолосых) женщин, бессознательно приписывая им более низкий интеллектуальный уровень, — ведь трудно покровительствовать равному с тобой человеку.

«На самом деле блондинка — это двойная приманка для мужского желания: и на инстинктивном, и на духовном уровне, — комментирует Лев Хегай. — Поэтому она словно держит в плену мужчину (подобно русалке, сирене, колдунье). Это заставляет его обороняться, находя контраргументы в стиле «Все блондинки глупы, корыстны и холодны».

Сильное желание вызывает к жизни сильные страхи и комплексы у невротических мужчин. Именно такие мужчины, встретив блондинку, выбирают шатенку или брюнетку. Но в их фантазиях блондинки все равно останутся. Например, в фильме Пола Верховена «Вспомнить все» герой Шварценеггера женат на блондинке (Шэрон Стоун), но грезит о брюнетке. Конечно, блондинка оказывается подставной женой, подосланной спецслужбами, она лишь имитирует любовь. Попасть в сети блондинки для героя — это забыть себя, оказаться во власти коллективных стереотипов, стать объектом манипуляций. Нечто подобное испытывают в отношении блондинок большинство мужчин».

На что готовы те, кто решили стали блондинками?

По крайней мере один из мифов — озабоченность блондинок своим внешним видом — имеет под собой вполне реальные обоснования. Только те из женщин, кто готов посвящать усилия, время и деньги поддержанию своей светловолосости, могут смело становиться и оставаться блондинками. Осветленные волосы требуют особого ухода: во-первых, регулярного посещения салона для окрашивания — примерно раз в три недели, во-вторых, специальных средств, которые помогают сохранить качество волос.

Волосы неизбежно портятся даже от самых дорогих красок, сколько бы нас ни убеждали в обратном производители. Необходим шампунь, сохраняющий цвет, сыворотка, разглаживающая поверхность волоса, — в процессе осветления его структура становится неровной, поэтому блондированные волосы часто выглядят тусклыми. Маски для обесцвеченных волос — один-два раза в неделю, — которые помогают сохранить их блеск и восстановить нормальный уровень увлажненности, окраска делает волосы более сухими. Специальные средства стайлинга защищают структуру волос при горячей укладке — обычно они имеют маркировку «термозащита» или «термоконтроль».

Чем же блондинки нас так интригуют?

Героиня сказок… и анекдотов

Возможно, именно этот страх стать объектом манипуляций и вызывает к жизни самый стойкий стереотип — о недалекости блондинок. Эта гипертрофированная, карикатурная глупость делает их героинями множества анекдотов. По мнению юнгианских аналитиков, это связано с тем, что образ блондинки архетипичен, то есть восходит к общим представлениям, хранящимся в нашем коллективном бессознательном.

«Современная сказка, пожалуй, звучала бы так: „Было у купца три дочери: две умные, деловые, а одна блондинка“, — рассуждает Юлия Жемчужникова. — Современная феминная героиня — практически полный аналог Ивана-дурака: она наивна, не приспособлена к жизни, часто ленива, но все идет к ней в руки, пока другие стараются, не получая желанного результата. У блондинок из современных мифов, как и у сказочных иванушек, совсем иной ум — скорее животный, природный. Блондинка, безусловно, нерациональна, она дорациональна, инфантильна, если и умна, то очень по-детски. В анекдотах она всегда остается жива и здорова и часто благоденствует именно благодаря своей безграничной наивности».

50 оттенков блонда

Говорящие названия оттенков — «медовый», «цвет саванны», «лимонный крем» — сигнализируют о том, что сегодня для женщин на первый план выходит естественное очарование.

«Блонд в последнее время становится все более естественным, — рассказывает Франк Перез, креативный директор бренда Jean Louis David. — Разница между естественной базой и осветленными прядями становится все менее заметной. Теперь это возможно — благодаря инновационным средствам, которые становятся все более щадящими, и стремлению поддержать здоровье волос. А также благодаря большой популярности всего, что имеет приставку «био».

В следующем сезоне блондинка от Jean Louis David будет несколько «холодной»: на очень светлой базе — радужный или бежевый оттенок. Чтобы добиться такого эффекта, следует довольно сильно осветлить волосы, а затем затонировать холодным «заиндевелым» оттенком при помощи средства от Redken Shades EQ. Блеск и здоровье волос — приоритет для женщин, поэтому при выборе оттенков стоит все же ориентироваться на естественную базу. Если выбранный оттенок очень сильно отличается от натурального цвета, то волосы требуют более тщательного ухода, это отнимает время, а время — это сегодня самое ценное».