Что влияет на самоопределение ребенка и причем тут пони?
На правах рекламы

К выходу полнометражного мультфильма «My Little Pony: Новое поколение» мы взяли интервью у нейропсихолога и психодраматерапевта Ольги Агафоновой. Говорим о влиянии контента на детей и о том, как сказочные герои формируют ценности и ориентиры.

Смотрите мультфильмы вместе с ребенком

Цифровой мир — главный детский воспитатель. От этого уже не уйти. Как отмечает психолог Ольга Агафонова, раньше на детей влияли живые игры и сказки, а сейчас бóльшая роль отводится виртуальной реальности.

«Лучше, чтобы ребенок не смотрел фильмы один, пусть с ним будут родители или те, кому он доверяет, — уточняет эксперт. — Можно нажать на паузу и спросить, понял ли он, что здесь произошло. Красивая картинка, песни, волшебство — все это привлекает, но важно и объяснять отношения между персонажами».

Отличный пример — свежая полнометражка «My Little Pony: Новое поколение». Мультфильм не только для детей, сколько для семейного просмотра — родителям тоже будет интересно. Тут довольно иронично, но по-доброму прописаны проблемы современного общества.

Три вида пони, которые так сильно похожи на людей: продвинутые пегасы в мегаполисе в горах, единороги живут вольной жизнью в лесных домиках, земные пони в провинциальном городке. В этом мире исчезло волшебство, а пони отгородились друг от друга и считают врагами. Преодолевая трудности, главные герои возвращают магию в мир маленьких лошадок.

Вот оно, о чем можно говорить с ребенком: все мы разные, у кого-то рога, у кого-то крылья, но это не помешает нам дружить. А дружба способна творить чудеса. Когда пони объединяются, они возвращают в свой мир магию.

Что влияет на самоопределение ребенка и причем тут пони?

«Ты можешь быть любым!»

Период от 4 до 10 лет — самый важный для ребенка в вопросе получения информации из внешнего мира1. Он впитывает все, что видит и слышит. И все это для того, чтобы найти собственные интересы, понять, кто он, как ему общаться с миром. Это и есть самоопределение.

Ольга Агафонова отмечает: «Ребенок может пробовать себя в разных ролях, пытаться копировать других, примерять на себя образы, интересы и отсеивать то, что не подходит. Сначала фундамент закладывают родители, затем добавляются друзья, школа. Приплюсовывается и все, что прочитано, услышано и увидено в мультфильмах».

Тем и хорош сказочный мир маленьких пони, что он — проекция реальной жизни. Дети легко ассоциируют себя с волшебными лошадками, а в этом фэнтези-мире очень хорошо прописаны персонажи.

Все пони очень разные и внешне, и по характеру. Одна лучится позитивом и упорно добивается своих целей, другая лошадка сильна, третья умна, четвертая добра и приветлива... Пони предлагают ребенку выбор. Ты можешь быть любым — попробуй!

Согласно исследованию МГППУ, 77% родителей считают, что именно школа должна воспитывать детей

При этом 50,1% родителей отмечают, что в обществе перестали цениться любовь к ближнему, милосердие, справедливость и достоинство2. Где же этому научиться детям?

«Для того чтобы ребенок стал успешным, смог почувствовать себя уверенно, необходимо, чтобы взрослые обращали внимание на его уникальность и особенности, — рассказывает психолог. — Но важно не перекормить и не перегрузить его выбором. Бывает, что ребенок хочет и в драматический кружок, и на пение. Родители полностью забивают расписание детей, включая выходные. И это ведет к истощению.

Ребенок устает и может перестать принимать даже то, что ему нравится. Он начинает путаться от физической усталости, не знает, какой кружок выбрать, нравится ему вообще хоть что-то. Например, первый класс часто проходит успешно на эффекте новизны, а вот во втором классе дети уже перегружаются ранним развитием и начинают «сыпаться» из-за желания родителей сделать из ребенка гения».

Согласно исследованию «Уверенность в процессе обучения», проведенному компанией Harris Insights & Analytics, негативные эмоции из-за успеваемости получают 79% обучающихся. Если посмотреть на опрос среди российских учителей, то 68% респондентов считают, что чувство неуверенности и тревоги мешает школьникам в учебе3.

Что влияет на самоопределение ребенка и причем тут пони?

Как мультфильмы влияют на детей?

Итак, что смотрит ваш ребенок? Выбираете вы, а впитывает он. Если на экране бесконечный экшн, драки и ссоры, вы получаете одно поведение. Если в мультфильме главные ценности — добро, умение принимать друг друга, то вы закладываете совершенно иные взаимоотношения с миром. Наверняка у ребенка есть любимый герой. И это отличный способ узнать больше о характере вашего сына или дочери.

Между 4 и 5 годами у ребенка начинает формироваться произвольная память. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности4. При этом первые детские воспоминания уже могут храниться с трех-четырех лет, поэтому так важны обстановка и информационное поле.

В самоопределении ребенка важно и то, как себя ведут родители. Психолог Ольга Агафонова отмечает: «Дети берут для себя модели поведения и опираются на них, как, например, в случае с отношениями мамы и папы. Эти ориентиры потом переносятся на представления о семейной жизни самих детей».

Все просто: если хотите вырастить ребенка культурным и добрым, то нужно начинать с себя

«Если вы дома много читаете и разговариваете друг с другом, ходите в театры и на выставки, занимаетесь спортом, гуляете, то ребенок копирует вас. Однако это не должно быть бездумным заполнением времени под завязку,— отмечает психолог. — Вы показываете, а дальше смотрите, как отзывается на это ребенок. И оставляете то, что он сам захотел. Абсолютно нормально, когда ребенок начинает и бросает, пробует и меняет.

Например, ребенок пошел в кружок, где надо работать в команде. Он в связке, на него опираются товарищи, и тут он хочет прекратить. Чтобы развить чувство ответственности, объясните: если это командная игра, то на него надеются как на одного из игроков. Спросите, готов ли он уйти и оставить команду.

Если да, предложите пойти вместе и самому сказать об этом тренеру и ребятам. Если ребенок готов потерпеть до конца сезона, поддержите его в том, что он остается, и объясните, что потом он может уйти. Если совсем кризис и истерика, конечно, пусть уходит. Но делает выводы, что в командные виды спорта идти не стоит».

Позвольте ребенку выбирать, но всегда направляйте его. Самоопределение — путь, который родители и дети проделывают вместе. Именно вы читаете ребенку книги и включаете мультфильмы. Вы — тот фильтр, который чистит для него информацию.

Помните о том, что именно родители и есть те маленькие пони из сказки, которые возвращают магию, помогая своим детям учиться жить, расти и дружить.

Об эксперте

Ольга Агафонова

Ольга Агафонова — нейропсихолог, психодраматерапевт. Ее блог.


1 American Academy of Pediatrics website. Recommendations for preventive pediatric health care. www.aap.org/en-us/Documents/periodicity_schedule.pdf. Updated March 2020. Accessed January 14, 2021.Carter RG, Feigelman S. The preschool years. In: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Nelson Textbook of Pediatrics. 21st ed. Philadelphia, PA: Elsevier; 2020:chap 24.Marcdante KJ, Kliegman RM. Normal development. In: Marcdante KJ, Kliegman RM, eds. Nelson Essentials of Pediatrics. 8th ed. Philadelphia, PA: Elsevier; 2019:chap 7

2 НИУ ВШЭ: https://iq.hse.ru/news/177666107.html

3 ТАСС: https://tass.ru/obschestvo/6810398

4 Исследование НИУ ВШЭ «Социология дошкольного детства»: https://iq.hse.ru/news/177668699.html

5 И.Ю. Кулагина. «Развитие ребенка до 17 лет»