Дорого, богато, смешно: кого радует «уродливая мода»

Необычные фасоны, странные декоративные элементы и высокие ценники — «три кита» современной «уродливой» моды. Увидев такую одежду на модных показах известных брендов, мы думаем: «Кто такое будет носить? И куда?..» А ее носят, причем с большой гордостью и любовью.

И пока одни люди покупают люксовую «уродливую» одежду, другие пытаются понять, зачем она вообще нужна. Как раз для последних создан проект «Отказала модная железа», где его автор, Алла Корж, делится трезвым и иногда циничным взглядом на самые нелепые предметы роскоши.

Контент канала состоит из двух составляющих: изображения вещи и комментария к ней. Причем шутка зачастую является ключевой частью.

«Условная микросумка известного бренда за 10 минимальных размеров оплаты труда сама по себе вряд ли будет уж очень смешной, — рассказывает Алла Корж. — Моя цель в том, чтобы сделать этот предмет в глазах читателей абсурдным. Зацепить и вытащить на обозрение то, на что в другой момент они не обратили бы внимания. Тем не менее самый первый вопрос, который я себе задаю при выборе модели: «Отказала у ее создателя «модная железа» или нет?» Так что в любом случае внутренние критерии при отборе материала у меня есть».

Дорого, богато, смешно: кого радует «уродливая мода»
«Переносное дамское дупло, чтоб кукушечка не улетала», 452 964 ₽

Откуда пришла «уродливая мода»

Около семи лет назад трендом стало одеваться просто и непритязательно, чтобы выглядеть «как все». Из двух английских слов: нормальный и хардкор (один из вариантов перевода: «жесткий стиль») возникло название стиля «нормкор». Те, кто «устал от моды», выбрали подчеркнутую неоригинальность, простоту и отказ от экстравагантности.

Подхватив тренд и возглавив его, дизайнеры начали создавать свои варианты функциональной одежды. И, как следовало ожидать, довели идею до абсурда. Появились странные фасоны, нелепые аксессуары, уродливые формы и странные принты. Так тенденция одеваться «как все» в индустрии моды превратилась в стремление выделиться — даже в этом направлении.

Дорого, богато, смешно: кого радует «уродливая мода»
«Твое лицо, когда родители спросили, через сколько ты планируешь от них съехать», 615 000 ₽

Само по себе это понятие субъективно, поэтому отличить уродливое от красивого невозможно, эта грань слишком тонка.

«Одна и та же вещь для одного и того же человека сейчас может быть уродливой, а завтра — совершенной. Настроение поменялось, и взгляд на предмет стал другим, — отмечает автор. — Кроме того, внутреннее ощущение человека при ношении определенной одежды легко транслируется другим. Если ты чувствуешь себя «уродом» в этой модной шапке, то не удивляйся, что тебя могут именно так и воспринимать. Это заметно по осанке, взгляду, жестикуляции — никакой магии».

Стоит различать понятия «уродливая мода» и «уродливая одежда». По словам знаменитого стилиста Дани Мишель, уродливая мода — это определенная тенденция или дизайн, которые могут выглядеть далеко не эстетично. В то время как уродливая одежда — «это просто плохо спроектированная одежда».

Дорого, богато, смешно: кого радует «уродливая мода»
«Дамам с подвалом», 50 821 ₽

Странная сумка за 10 минимальных зарплат, нелепый пояс за сотню тысяч, такая же дорогая сумка, в которую не уместится ничего больше спичечного коробка… Кажется, что такая мода может вызвать не столько смех, сколько негодование, неприязнь и даже отвращение. Почему в случае проекта это работает иначе?

Отвращение у людей обычно вызывают потенциально опасные, угрожающие объекты, объясняет автор. В мире моды их достаточно: имитация крови на ткани, обувь с моделированием каблука из человеческой плоти, даже безобидная стилизация в виде татуировок или пирсинга на прозрачном материале. Вот они могут провоцировать неприятные ощущения.

«А выбор необычных, но явно безопасных предметов одежды может в силу своей неожиданности вызывать улыбку, — добавляет Алла Корж. — К тому же на восприятие влияет и наше окружение — то, от чего будет хохотать житель небольшого города, воспринимается в столице как обыденность. Видали и не такое».

Почему люди выбирают «уродливую моду»?

  1. Из нежелания быть как все. Сейчас, когда нам доступно почти все, выделиться из толпы очень сложно. Всегда найдется тот, кто предпочитает тот же бренд, даже если он класса люкс. С другой стороны, люди испытывают страх перед простотой и мейнстримом. Ведь индустрия моды достаточно жестока: за «базовость» здесь можно подвергнуться остракизму. «Уродливая» мода дает большую возможность выбора и позволяет чувствовать и демонстрировать индивидуальность.
  2. Чтобы войти в клуб избранных. Хотя мы и стремимся выделиться из общей массы людей, чтобы не быть «как они», оставаться в одиночестве мы все равно не хотим. «Выбор одежды дает ощущение причастности к определенному кругу лиц. Покупая узнаваемый предмет, мы как бы заявляем: «Я свой». Именно поэтому существует такое огромное количество подделок известных брендов», — говорит Алла Корж.
  3. От скуки. Дом, работа, работа, дом — так или иначе рутина вызывает скуку. Хочется изменений, чего-то необычного. Если обычная смена наряда может приподнять настроение и внести разнообразие в уклад дня, то что говорить о выборе рискованного платья или костюма? Он способен почти что подарить нам новую жизнь. Да и желание эпатировать публику, выделиться среди скучной массы здесь не на последнем месте.
  4. Потому что она им нравится. Так как красота в глазах смотрящего, то и многие странные, даже пугающие варианты одежды могут иметь своих преданных поклонников. Кроме того, «каждую нелепую вещь можно стилизовать так, что все ахнут, —уверенна Алла Корж. — Не стоит недооценивать потенциал, заложенный в предмет дизайнером».
Алла Корж

Об эксперте

Алла Корж — автор и колумнист телеграм-канала «Отказала модная железа».