Зохран Мамдани
В Нью-Йорке состоялись выборы мэра — победу на них одержал 34-летний социалист и мусульманин, кандидат от Демократической партии США Зохран Мамдани. Политик активно выступает против военной операции Израиля в секторе Газа, поддерживает идею создания бюджетного жилья и проектов, нацеленных на психологическую помощь бездомным и маргинализированным группам, а также обещает сделать проезд в автобусах бесплатным.
Кто такой Зохран Мамдани
Личная жизнь
Зохран Мамдани родился в 1991 году в Уганде. Его отец работает профессором по колониализму в Колумбийском университете, а мать — известный режиссер. Когда Зохрану было пять лет, его семья переехала в Кейптау (ЮАР), а спустя два года они перебрались в Нью-Йорк.
В молодом возрасте Мамдани увлекался музыкой и пробовал сочинять рэп, а также принимал участие в активистских сообществах. Уже в 2015 году Зохран Мамдани участвовал как волонтер в политических кампаниях кандидатов в городской совет Нью-Йорка, а в 2020 году он стал членом Ассамблеи штата Нью-Йорк, где зарекомендовал себя как молодой политик, поддерживающий социалистические ценности.
За несколько лет Мамдани стал автором около 20 законопроектов, а также соавтором еще 238 законодательных документов
Гражданство США Зохран Мамдани получил в 2018 году. В начале 2025 года он женился на художнице сирийского происхождения Раме Дуваджи. Они встречались с 2022 года, а саму Дуваджи Зохран называет «любовью всей своей жизни».
Политические взгляды
Зохран Мамдани публично критикует Дональда Трампа, а также выступает против ужесточения политики США в отношении мигрантов. На посту члена Ассамблеи штата Нью-Йорк, а затем — в качестве кандидата на должность мэра Нью-Йорка, Зохран Мамдани поддерживал разные инициативы, среди которых:
отмена платы за проезд в автобусах;
остановка военного конфликта в cекторе Газа;
увеличение подоходного налога для богатейших жителей Нью-Йорка;
ограничение роста арендной платы;
усиление прав арендаторов;
создание департамента общественной безопасности, который предлагал бы психологическую помощь бездомным и другим маргинализированным группам.
Поддержку Зохрану Мамдани во время его кампании выразили экс-президент США Барак Обама, а также социалист и член Демократической партии Берни Сандерс. Другая часть американского государственного истеблишмента — в особенности, сторонника Трампа и даже его критики — относятся к фигуре Мамдани как политика скептически и обвиняют его в левом популизме, настаивая, что ему вряд ли удастся улучшить экономическое положение жителей Нью-Йорка.
Вирусность в соцсетях
На протяжении всей кампании Зохран Мамдани активно вел соцсети — ролики с его участием часто становились вирусными и собирали десятки тысяч лайков. Мамдани регулярно встречался со своими сторонниками, ходил на пробежки и даже танцевал с одним из своих волонтеров под хит Леди Гаги и Бейонсе Telephone — за это и открытость в целом политик снискал популярность у молодых избирателей.
«Когда у тебя вечеринка в честь Хеллоуина в 11, а в 12 — выборы, которые надо выиграть»
Вирусными становились и фото самого Мамдани — и некоторые из снимков подвергались критике. Так, политика за то, что он ест рис руками: некоторые посчитали это некультурным, хотя такой прием пищи и считается традиционным для индийской культуры, которая, по словам Мамдани, всегда была близка его семье.
За что критикуют Зохрана Мамдани
Пользователи соцсетей и другие политики активно выступают с критикой Зохрана Мамдани. Часть из них критикует Мамдани за его активную поддержку социализма (и даже сравнивают его со Сталиным и другими советскими коммунистами), а другие — за религиозные взгляды. Так, популярные социальные и политические комментаторы в X/Twitter неоднократно публиковали посты с фотографиями теракта 11 сентября 2001 года — и призывами «напомнить жителям Нью-Йорка о том, кого они избирают на выборах».
Некоторые из них также возмущены тем, что политик выступает в защиту мигрантов — к примеру, в одной из своих речей Мамдани заявил, что США и Нью-Йорк были «построены силами мигрантов», и поэтому эти люди нуждаются в уважении и безопасности. Русскоязычные пользователи соцсетей тоже выражают негодование от победы Зохрана Мамдани на выборах мэра Нью-Йорка:
«В Нью-Йорке мэром стал исламист, большевик, антисемит — Мамдани. А значит за концом „Большого Яблока“ мы будем наблюдать из первых рядов»;
«Мэр Лондона — мусульманин, мэр Нью-Йорка — мусульманин. Мы находимся здесь»;
«Вот Нью-Йорк и дожил до позорной эпохи, когда его возглавит мусульманин-коммунист»;
«Исламский захват Америки идет хорошо»;
«У меня только один вопрос: зачем этот мусульманин приперся в США из своей мусульманской страны? Почему он там порядок не навел? Может, он как раз там все испортил и приехал гадить в жемчужину США — город Нью-Йорк?»;
«Нью-Йорк станет показательной жертвой, как Лондон — с привилегиями для мусульман».
Официально в должность мэра Нью-Йорка Зохран Мамдани вступит 1 января 2026 года. При этом если социалистические взгляды Мамдани остаются полем для дискуссий среди политологов, то критика в адрес его идентичности как мусульманина и уроженца Уганды в соцсетях порой граничит с хейтспичем и открытыми проявлениями ненависти. В причинах и тонкостях таких агрессивных реакций Psychologies разобрался вместе с психологом Ириной Тева Кумар.

Психолог, преподаватель Московского института психоанализа, автор книг «Обретая целостность» и «Меня будто нет»
Telegram-каналКак работает нетерпимость
Человек устроен таким образом, что бессознательно делит мир на «своих» и «чужих». У такого разделения очень глубокие корни. В первую очередь, это объясняется инстинктом выживания: свой — это тот, кто защитит и поможет, чужой — тот, кто может навредить. Поэтому, когда человек сталкивается с кем-то, кто не принадлежит к его группе, мозг моментально включает этот древний механизм: «чужой — значит опасный».
Самое интересное, «чужой» воспринимается даже не как конкретный человек, а как символ, на который легко спроецировать свои тревоги. Враждебность редко бывает про объект, на который она направлена. Это способ временно снизить внутреннее напряжение. Когда человек сталкивается с неопределенностью, страхом потерь или отсутствием контроля, ему легче направить эмоции вовне, чем встретиться с ними внутри. Он ищет что-то вроде «контейнера», где можно разместить и прожить свои чувства. И подогретая в инфополе история «свои/чужие» кажется подходящим контейнером.
К тому же, онлайн-пространство, где анонимность отключает внутренние «тормоза» и ответственность, становится идеальной площадкой для хейта и выплеска агрессии
А эффект толпы позволяет слиться с остальными недовольными. Такая «солидарность» создает ощущение нормальности, «принятости», поддержки со стороны единомышленников. И это тоже отчасти закрывает нашу базовую потребность: если я в группе, если я принят, то я в безопасности. Кроме того, сами алгоритмы соцсетей настроены таким образом, что эмоционально заряженные высказывания получают большие охваты. Сочетание всех этих факторов превращает даже небольшую волну недовольства в мощный поток агрессии.
Почему кто-то вовлекается и пишет эмоциональные комментарии, а кто-то читает новость и проходит мимо
Тут, как в анекдоте: если зацепило, значит, что-то торчало. То есть комментатор долго копил внутри негативные эмоции, а инфоповод просто позволил их выплеснуть — причем обычно этот выплеск несоизмерим самой новости.
Благодаря такой разрядке каждый человек проживает что-то свое:
послания, которые мы почерпнули из раннего опыта (система воспитания, требование послушания, соответствия созданной парадигме, убеждение, что есть «свои» и есть «опасные чужие»);
тревогу перед неопределенностью (нужно все контролировать, быть в курсе всего);
потребность в простых объяснениях сложных процессов (легче обвинить незнакомца, чем посмотреть вглубь себя и разобраться с причинами негативных чувств);
прошлый травматичный опыт, который психика автоматически «прикрепила» к группе отличающихся;
сложные чувства, которые заблокированы психикой, так как направлены на близкого человека (если мы не можем открыться родному человеку и искренне рассказать о наших чувствах, то говорим языком агрессии с «чужаками»).
Почему публичные фигуры, которые в чем-то отличаются от большинства людей, особенно часто подвергаются хейту и публичной агрессии
Люди бессознательно хотят, чтобы у власти были «свои», представители «нормы». Любое «кажущееся отличие» — в том числе и религиозное, как в случае с Мамдани — воспринимается как возможное изменение привычной системы, а изменения = неизвестность = опасность.
Исследования показывают, что общественное напряжение падает, когда мы видим конкретного человека с его историей, а не абстрактный образ
Когда учимся выдерживать различия, развиваем эмоциональную грамотность и можем вести диалог, а не только оценивать. Важно видеть в первую очередь человека вне зависимости от его статуса, общественного положения или занимаемой должности — и этим человеком оставаться самому.