Кадр из фильма «Питер FM» | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Питер FM»

Фото

«Кинопоиск»

В российских кинотеатрах в повторный прокат вышла романтическая комедия «Питер FM», премьера которой состоялась еще в 2006 году.

Главные роли в ней исполнили Евгений Цыганов и Екатерина Федулова: они сыграли двух молодых петербуржцев, которые сомневаются в выбранном жизненном пути и, однажды встретившись, пытаются понять, как они хотят жить на самом деле.

Как уточняет «Кинопоиск», «Питер FM» вернулся в кинотеатры не без повода: комедия получит продолжение с новыми героями и историей и эпизодическим возвращением персонажей из оригинального фильма.

Подробности сюжета «легаси-сиквела» пока неизвестны, а режиссером картины станет начинающая 27-летняя режиссер Полина Кондратьева, снявшая в 2024 году драму «Чистый лист» о девушке, которая пытается вырваться из-под навязчивого диктата отца и найти свое предназначение в жизни.

1/2
Фото:

Соцсети

Возвращение «Питер FM» спустя 19 лет вызвало радость не только у поклонников фильма и актеров, но и обычных киноманов. Своими эмоциями они активно делятся в соцсетях:

  • «Боже, это лучшее кино про Питер. Нужно было жить в нем в нулевых, чтобы это чувствовать»;

  • «Я еще школьник был, когда этот фильм вышел, но хорошо помню, как его разнесли все критики за бессодержательность и отсутствие сюжета. А потом именно это и стало причиной его популярности — передача духа и настроения времени. Такой вот фильм-консерва, который созрел за 20 лет»;

  • «Я, находясь в Питере, смотрю его и скучаю по Питеру, мне хочется обнять этот город, я считаю его самым красивым на свете»;

  • «Отличный фильм, один из лучших российских. Я в Питере ни разу за жизнь не была, все мечтаю стать свободной от работы, приехать в Питер и… как она там под дождем»;

  • «Мне кажется, что здесь нет какого-то гениального сценария, но как же передана атмосфера! Не могу понять, как это удалось создателям, какие приемы они использовали»;

  • «Классный фильм все же, он мне напоминает о легкой беззаботности и юности. Надо пересмотреть».

Чтобы понять, что же на самом деле лежит за такой любовью к «Питер FM» и почему этот фильм стал таким знаковым для целого поколения россиян, Psychologies.ru обратился к психологу Ирине Гросс.

Почему фильм «Питер FM» — это символ поколения миллениалов

Клинический психолог, специалист психологической платформы Alter, кинотерапевт, автор книги «Терапия себя через кино. Как стать главным героем своей жизни»

Личный сайт

Почему «Питер FM» до сих пор трогает сердца? Это фильм о времени, когда мы были молоды, беззаботны. О первых сотовых телефонах с монохромными экранами, смс, которые приходили не мгновенно, а с задержкой, заставляя сердце биться чаще. О мире, где не было обременительной связи, где люди не были доступны онлайн 24/7, а потому — ценили моменты настоящих встреч.

Мы ждали. Ждали звонка, ждали случайности, ждали, когда же, наконец, увидим того самого человека. И оттого сами встречи казались ярче, а чувства — острее. Сегодня мир кажется более тревожным, а общение — более опосредованным: мессенджеры, сторис, алгоритмы…

Фильм же показывает историю, где люди знакомятся случайно, без свайпов вправо, где важны личные встречи и даже нелепые совпадения. Это бегство от цифровой реальности к чему-то более человечному. Лето. Питер. Дождь. Мосты. Любовь. Вся жизнь впереди.

Режиссер Оксана Бычкова ловко играет со зрителем, используя эффект Зейгарник: история не дает четкого финала, оставляя нас с легким чувством недосказанности. Но именно поэтому мы возвращаемся к ней снова и снова — нам хочется верить, что где-то там, за кадром, герои все же встретились. Что их история не закончилась. Что и у нас еще есть шанс на такую же внезапную, искреннюю, ничем не испорченную связь.

Кадр из фильма «Питер FM» | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Питер FM»

Фото

«Кинопоиск»

И пусть этот гештальт никогда не закроется. Пусть мы снова и снова будем хотеть вернуться в тот Питер, в то лето, в ту легкость, в ту любовь. Разве не в это состояние нам всем хочется погрузиться снова?

В фильме Евгений Цыганов и Екатерина Федулова действительно создают удивительно теплый и узнаваемый образ — тех самых «молодых родителей» из нулевых. Не в буквальном смысле (их герои — просто случайные люди, встретившиеся в городе), а в символическом: они воплощают то поколение, которое сейчас вспоминает свою молодость с легкой грустью.

Их персонажи — не гламурные герои блокбастеров, а обычные люди: слегка неуверенные, немного ироничные, живые. Максим (Цыганов) — типичный «хороший парень» без пафоса, Маша (Федулова) — мечтательная, но не наивная.

В них нет нарочитой идеальности, зато есть ощущение подлинности, как у старых друзей. Для многих зрителей, которые в 2006-м были подростками или студентами, эти герои — как старшие братья и сестры, чуть более взрослые, но понятные. А теперь, спустя почти 20 лет, они кажутся ровесниками наших воспоминаний. И глядя на них, мы невольно возвращаемся в то время, когда сами были моложе, свободнее, полны надежд.

Психологически возвращение к светлым воспоминаниям (даже если в реальности тогда не все было идеально) — это способ снизить тревожность, найти опору в прошлом. Фильм становится безопасным пространством, где можно ненадолго «побыть прежним собой» — тем, кто еще не знает, как сложится жизнь, но верит в хорошее.

Если для кого-то Цыганов и Федулова — «молодые родители», то это архетип заботливых, но не давящих взрослых (таких, какими мы, возможно, хотели бы видеть своих или какими мечтаем стать). Они не учат жить, а просто есть — с их ошибками, сомнениями, но и с открытостью миру. Это успокаивает.

Этот фильм — ритуал, как листание старого альбома.

Кадр из фильма «Питер FM» | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Питер FM»

Фото

«Кинопоиск»

Возможно, именно поэтому люди идут на повторный прокат: не чтобы узнать новое, а чтобы пережить старое. В этом есть что-то от семейного просмотра альбома с фото — мы уже знаем каждую сцену, но нам важно прочувствовать ее снова. Некоторые картины становятся личными символами определенного периода жизни. Для кого-то «Питер FM» связан с первой любовью, переездом, студенчеством, свадьбой — и пересмотр становится поводом заново пережить те эмоции.

Саундтреки (включая треки «Смысловых галлюцинаций», «Би-2», «Мумий Тролль») стал частью культурного кода поколения. Музыка в фильме не просто сопровождает действие, а задает настроение, и для многих эти песни до сих пор ассоциируются с чем-то светлым и вдохновляющим.

Город здесь — не просто фон, а полноценный участник событий, еще один главный герой. Кадры с его улицами, мостами, крышами и даже пробками создают ощущение узнаваемости и тепла. Для петербуржцев это ностальгия по родным местам, для остальных — романтизированный образ культурной столицы.

«Питер FM» — это капсула времени, где мы снова можем побыть теми, кто верил, что главное — просто встретить того самого человека под дождем у Исаакия. И, может быть, именно эта вера и есть самое ценное, что мы выносим из фильма снова и снова. А еще после него неизбежно хочется сказать кому-то: «Люблю тебя». Может, в этом и есть магия?