Вы опытный специалист с большим стажем, но ваше резюме упорно игнорируют, а вашего племянника, лишь недавно начавшего свой карьерный путь, хотят заполучить все работодатели страны?
Возможно, дело в том, где именно вы работали раньше. Ведь, занимая должность в так называемых «желанных» компаниях, вы всегда можете «продать себя» дороже и быстрее, уверена ведущий специалист по рекрутингу в России Алена Владимирская.
«Обычно, когда к рекрутеру приходят со словами «Хочу найти специалиста», называют 3-5 компаний, людям из которых будут рады. Вместе с тем, если вы работаете в «нежеланных» компаниях, то вас будут реже собеседовать, а для получения приглашения на работу придется преодолевать начальное недоверие с помощью особых навыков и опыта», — говорит она.
Чтобы выяснить, сотрудники каких именно организаций котируются у работодателей, Алена Владимирская провела исследование, опросив клиентов своего проекта «Лаборатория карьеры Алены Владимирской», а также проанализировав вакансии сервиса по поиску работы Facancy.
Отметим, что речь в исследовании идет именно об офисных работниках — так называемых «белых воротничках».
Итак, согласно результатам анализа:
- Бесспорным лидером среди «желанных» компаний является Яндекс — 64%;
- На втором месте с большим отрывом оказалась «большая четверка»: Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG — 31%;
- На третьем месте расположилась ведущая продуктовая розничная компания России X5 Group — 26%.
- Четвертое место разделили Тинькофф и Мегафон — по 11%.
Также в десятку вошли МТС, SkyEng, ОZON, Альфабанк, АФК «Система». «С точки зрения работодателей, сотрудники этих компаний помогут им быстрее развивать бизнес. Считается, что в данных организациях — отличный менеджмент. Работодатели делают выводы по результатам деятельности компаний», — поясняет Владимирская.
При этом устроится в данные компании не так уж и сложно
Особенно если вы не претендуете сразу на руководящие должности и обладаете необходимыми навыками. Как правило, в таких масштабных организациях почти всегда есть открытые вакансии.
«К слову, если мы посмотрим на ситуацию в прошлом году, то увидим, что в первой десятке сократилась доля IT-компаний. Если год назад она вся состояла из IT, то в этом появился еще и ритейл. К примеру, Retail X5 и OZON. Конечно, роль IT по-прежнему сильна, но тенденция к уменьшению влияния явно прослеживается», — отмечает она.
Кроме того, по ее словам, теперь среди «желанных» компаний стало больше российских организаций. «Еще из интересного — раньше в данном списке было больше операторов связей, вся тройка (МТС, Мегафон и Вымпелком) всегда входила в список самых желанных. Теперь этого нет, что связано в целом со стагнацией отрасли», — подчеркивает Владимирская.
Что касается «нежеланных» компаний, ими оказались:
- Государственная служба (особенно налоговая) — 79%. «Именно так формулируется лидирующий негативный запрос. Дело в том, что работодатели действительно опасаются, что сотрудники приведут за собой «хвост» проверок», — поясняет Владимирская.
- «Сбер» — 52 %. «Это связано с тем, что «Сбер» очень много платит, значительно выше рынка. Если ты и решишься взять такого высокооплачиваемого сотрудника, то как бы ни скрывал, его зарплату узнают остальные. Другие работники начнут возмущаться, и в итоге заработная плата взлетает до небес. Поэтому все работодатели прямо говорят, что не могут бороться со «Сбером», у которого чуть ли не все деньги страны. Они размышляют так: «Может, сотрудник и хороший, но какой смысл его собеседовать, если мы все равно не сможем его себе позволить?» — рассказывает рекрутер.
- «Газпром» — 39 %. «Ранее «Газпром» был в топе желанных компаний. Но произошли сильные изменения — по тем же причинам, что и в «Сбере», — объясняет Алена.
При этом на желания работодателей во многом повлиял коронавирус, добавляет специлалист по рекрутингу. «После длительного опыта «удаленки» предприниматели и руководители стали более лояльны к тому, где находится человек. Теперь они обращаются внимание на сильных сотрудников из регионов, что дает людям из провинции больше шансов на успешное построение карьеры.
Вместе с тем, как мне кажется, сами сотрудники «топовых» компаний в ближайшее время начнут охотнее менять работу, так как в разгар пандемии у них не было такой возможности. «Сейчас в моей компании тяжелое время, на мне важные проекты, я не могу все бросить», — размышляли они. Теперь они готовы к следующему шагу. Так что, по моему мнению, большое количество компаний уже осенью столкнется с тем, что от них побегут сотрудники, которые просто перегорели. Но в этом есть и плюсы: ведь теперь появятся и вакантные места для новых соискателей!»
Об эксперте
Алена Владимирская — хедхантер, один из ведущих экспертов в области рекрутинга, создатель стартапа по поиску работу Facancy.