Готовность к взрослой жизни: что молодые россияне знают о медицинской помощи
Фото
Unsplash

Сервис по управлению здоровьем Budu провел исследование с целью выяснить, насколько россияне разбираются в системе здравоохранения. Авторы предложили 1502 участникам разных возрастов описать последовательность своих действий в нескольких типовых ситуациях, например, когда необходимо пройти обследование или получить срочную медицинскую помощь.

Generation Gap

Оказалось, что молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет хуже всего осведомлены о медицинских услугах. Так, 20% респондентов совсем не понимают, куда обращаться за помощью, а 40% знают лишь о ближайшей поликлинике или телефоне экстренных служб.

Среди представителей более старшего поколения (25-34 лет) лишь 8% совсем не ориентируются в медицинской системе. Лучше других разбираются в том, как получить квалифицированную медицинскую помощь, россияне в возрасте 45-54 лет — только 5% из них не знают, к кому обращаться за помощью. 

Общие сложности

Однако исследователи выявили общие сложности, с которыми сталкиваются представители разных поколений. Например, почти две трети граждан (63%) не разбирается в специализациях врачей и не понимает, в каком порядке обращаться за помощью в государственных или частных клиниках. 

Кроме того, 67% пациентов всех возрастов сталкивались с ситуациями, когда даже врачи не могли детально объяснить алгоритм получения квалифицированной помощи при конкретном заболевании: какие анализы сдать (в том числе те, которые ОМС не предусмотрены), в какие клиники обращаться, какие методы лечения эффективны. 

В итоге недостаток информации россияне компенсируют «на стороне»: просят советов у друзей и знакомых (38%) и ищут информацию в интернете (35%).

Переломить тренд

Авторы исследования предложили участникам порассуждать, что могло бы изменить ситуацию. Вот самые популярные ответы:

  • персональный подход медиков к каждому пациенту и современные технологии (78%);

  • возможность персонального медицинского сопровождения от первого обращения до полного выздоровления (72%);

  • онлайн-навигация — подбор и направление пациента в клиники, контроль процесса обращений, напоминания о приеме (67%).

«Люди остаются один на один с интернет-поисковиком»

Денис Швецов, CEO Budu

Получив негативный опыт коммуникации с врачом во время первичной консультации или вовсе не имея доступа ко врачу в нужный момент, люди, сталкиваясь с необходимостью решать медицинские вопросы, остаются один на один с интернет-поисковиком. При этом визит к врачу — только отправная точка в процессе выздоровления. Не менее важно для пациента — получать поддержку на каждом этапе лечения, в том числе организационную: подбор процедур, получение направлений на них, контроль их прохождения. Желательно, чтобы это было удобно организовано онлайн.