«Карт-бланш»: дух свободы и эксперименты в уличном искусстве
Фото

Пресс-служба

История

Фестиваль «Карт-бланш» проходит ежегодно с 2018 года и объединяет множество художников. Первый «Карт-бланш» был даже номинирован на премию имени Сергея Курехина как «Лучший фестиваль современного искусства».

Философия

Философия проекта кроется в его названии — полная свобода действий. Фестиваль приглашает художников выйти за рамки привычных стилей и направлений, фантазировать и экспериментировать с новыми техниками, жанрами и материалами. Арт-объекты фестиваля появляются внезапно в разных районах города: художники расписывают здания, заборы, парапеты, устанавливают арт-объекты.

География

Изначально работы появлялись только на улицах Екатеринбурга, но с годами география расширялась: сегодня искусство, созданное в рамках «Карт-бланша», есть в Омске, Самаре, Калининграде, Курске, Ереване, Тбилиси, Тель-Авиве и множестве других городов. При этом большая часть фестивального стрит-арта по-прежнему сосредоточена в уральской столице.

1/3
Фото:

Пресс-служба

Художники

Несмотря на разницу в подходах и концепциях официальных фестивалей стрит-арта и «Карт-бланша», многие уличные художники принимают участие во всех. В их числе каллиграф Покрас Лампас, уральский художник Илья Мозги и многие другие.

Неудивительно: изначально стрит-арт — именно нелегальное искусство, и, если бы не протестный дух художников, города лишились бы привычных и желанных сегодня муралов и объектов паблик-арта.

Принцип

Зачастую арт-объекты сложно отыскать, потому что единую карту «Карт-бланша» его организаторы создавали только один раз, в 2020 году. Но у проекта есть свой телеграм-канал, в котором появляются новые объекты с указанием координат либо с пометкой «секретная локация». Это делается для того, чтобы произведение смогло пожить в городской ткани как можно дольше.

В концепцию фестиваля изначально заложена идея, что искусство не оставляет равнодушным, задевает важные и болезненные темы, поэтому срок его существования может быть совсем небольшим. Однако важно, что протестность сама по себе не гарантирует, что работа является хорошей.

1/3
Фото:

Пресс-служба

Работы

Создаваемые арт-объекты во многом острые, резкие и провокационные. Одна из популярных тем художников «Карт-бланша» — сохранение культурного наследия.

1. «Объекты безразличия»

Работа 2022 года «Объекты безразличия» Кати Червонных — яркий том пример. Таблички, мимикрирующие под оригиналы от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, были размещены на исторических зданиях под угрозой сноса.

2. «Дом, милый дом!»

Работы уральского художника Владимира Абиха, главное место в которых часто занимает типографика и текст, включая надпись «Дом, милый дом!» на заброшенном здании бывшей золотосплавочной лаборатории.

1/3
Фото:

Пресс-служба

Восприятие

Мнение горожан о фестивале полярно: кто-то просит его запретить или перенести в другой город, кто-то всеми силами поддерживает и появление новых работ, и самих художников.

Смысл

Одно из главных достоинств фестиваля — напоминание о том, что искусство может быть социально значимым. И повод в очередной раз задаться вопросами:

  • Что такое искусство?

  • Должно ли оно быть красивым?

  • Где проходит грань между вандализмом и художественным актом?

Отправляйтесь в Екатеринбург на поиски работ «Карт-бланша» и самостоятельных ответов.