Кому достанется «Поцелуй»: самую романтичную скульптуру в мире заколотили в ящик

В течение многих лет статуя на кладбище Монпарнас привлекала внимание лишь туристов и влюбленных, которые приходили сюда погрустить и признаться друг другу в вечной любви. Все изменилось, когда выяснилось, кто автор скульптуры: им оказался один из самых дорогих скульпторов в мире — Константин Бранкузи. Тут-то все и началось...

Скульптура «Поцелуй» была установлена еще в 1911 году на могиле 23-летней Татьяны Рашевской. О девушке известно, что она происходила из состоятельной еврейской семьи, родилась в Киеве, несколько лет жила в Москве, а в 1910 году покинула страну и поступила на медицинский факультет в Париже.

В институте и произошло ее судьбоносное знакомство с Соломоном Марбе, практикующим медиком, который периодически читал там лекции обучающимся. По слухам, у студентки и преподавателя случился роман, завершение которого, видимо, и разбило девушке сердце. Когда сестра доктора в конце ноября 1910 года пришла к Татьяне, чтобы вернуть ее любовные письма, она нашла студентку повесившейся. В предсмертной записке говорилось о большой, но неразделенной любви.

После похорон Марбе, будучи в расстроенных чувствах, обратился к своему знакомому скульптору с просьбой создать надгробие, и поведал ему печальную историю. Так и возник «Поцелуй». Родственникам Татьяны работа, где нагие любовники слились в поцелуе, не понравилась, и они даже грозились заменить ее на что-то более традиционное. Но так этого и не сделали.

фото: Wikipedia.org

В период с 1907 по 1945 год Константин Бранкузи создал несколько версий «Поцелуя», но именно это изваяние 1909 года считают самым выразительным. Оно бы так и продолжало красиво стоять на свежем воздухе, если бы однажды арт-дилер Гийом Дюамель не начал выяснять, кому принадлежит могила. А когда он нашел родственников, тут же предложил им помочь «восстановить справедливость» и «спасти скульптуру», а точнее — изъять и продать. Сразу после этого к делу подключилось несколько адвокатов.

По мнению экспертов, стоимость «Поцелуя» оценивается примерно в $30–50 млн. Власти Франции не хотят терять шедевр Бранкузи и уже включили его работу в список национального достояния. Но пока закон все же на стороне родственников. Цена победы настолько велика, что сейчас адвокаты семьи делают все возможное, чтобы вернуть скульптуру законным владельцам. А пока окончательное решение суда не вынесено, «Поцелуй» заколотили в деревянный ящик, чтобы с ним ничего не случилось. А то мало ли что…

Жаль, что красивая история любви, хоть и трагичная, рискует закончиться вот так… ничем. И как бы ни менялся мир вокруг, мы все равно оказываемся в той реальности, когда при столкновении человеческих и материальных ценностей деньги для некоторых все же оказываются в приоритете. И лишь поцелуй истинной любви не стоит ничего, но вместе с тем для нас он бесценен.